Новая газета
15 апреля 2003, 11:15
В Штаты мигом
- Почему вы, конструктор самолетов, стали вдруг заниматься разработкой новых двигателей?
- Конструктор самолетов должен заниматься двигателями всегда! Как говорят в шутку наши конструкторы: "На самолете создает энергию только двигатель - все остальное ее потребляет!". Кроме того, авиационный двигатель - такая сложная машина, что он не может не иметь других применений.
- Каких, например?
- Авиационные двигатели обладают огромной мощностью - более 20 мегаватт. Поэтому нормальный двигатель обычного военного самолета может быть перепроектирован в газотурбинный привод для электростанции. Это особенно актуально, учитывая энергетический кризис, который переживаем не только мы. Американцы тоже попали в трудную ситуацию - в Калифорнии.
Крупнейшая американская компания General Electric по определению должна бы заниматься производством двигателей для пассажирских "боингов". Но не эти двигатели составляют сегодня основную ее продукцию. GE имеет наибольшие прибыли и объемы производства именно по наземным газотурбинным двигателям, переделанным из авиационных. И, естественно, мы не могли у себя в России прозевать такое важное направление. Это очень эффективное вложение труда и капитала.
- То есть конверсия авиационного двигателя в привод для электростанций - основное направление вашего нового бизнеса?
- Нет, почему же: Сегодня на фирме "Союз" разрабатывается и пассажирский сверхзвуковой служебный самолет. Дело в том, что современные компании стали транснациональными, и у руководителей возникает проблема - как быстро преодолеть расстояния между офисами и производствами, которые находятся на разных континентах. Это можно будет сделать с помощью нового сверхзвукового служебного самолета марки "Су" с двигателем нашего бюро "Союз". Трассы, по которым должен летать наш новый самолет, охватывают всю планету, дальность трасс достигает 7,5 тысячи километров. Наш сверхзвуковой служебный самолет с одной посадкой сможет достать любую точку на земном шаре. В экипаже - два пилота и одна стюардесса. Машина рассчитана на семь пассажиров.
- Но, согласитесь, люди, преодолевающие многие тысячи километров, испытывают колоссальные неудобства. А ведь они совершают такие вояжи для решения какой-то важной служебной задачи - значит, по прибытии бизнесмен должен быть в форме. А он выходит из самолета после длительного полета еле живой:
- Нужно сокращать время пребывания человека в полете! Стало быть, нужно увеличить скорость самолета. Наш новый служебный самолет имеет скорость 2150 километров в час. А это означает: экономия времени в полете - 60 процентов. То есть с началом эксплуатации этой машины уйдут в прошлое те времена, когда, преодолев 7,5 тысячи километров (расстояние от Москвы до Нью-Йорка или Токио), пассажир появлялся в пункте назначения в виде вареной котлеты.
- Эпоха, начавшаяся после 11 сентября 2001 года, предъявляет к авиаторам новые требования? Я имею в виду соображения безопасности.
- Да. Ведь как было раньше? Приходилось час сидеть в самолете и ждать команду на взлет - задержка происходила из-за того, что один из пассажиров не явился на посадку, но сдал вещи в багаж. Значит, есть подозрение, что в его багаже бомба. Поэтому нужно изымать весь багаж и заново проверять его.
После 11 сентября мы убедились: пассажир может быть на борту, и багаж может быть на борту - и все равно это ни от чего не спасает. Террористы-камикадзе могут взорвать самолет так же, как они взрывают автобусы в Иерусалиме. В этом смысле служебные самолеты намного безопаснее.
- Небольшой по размерам самолет легче проконтролировать?
- Безусловно. Кроме того, служебные самолеты находятся в собственной эксплуатации компании. Пассажиры - сотрудники предприятия - хорошо знают друг друга, террорист в их число не проникнет. Поэтому безопасность на этих самолетах стопроцентная. Конечно, такой самолет можно сбить на взлете с помощью зенитной ракеты - но это уже из другого разряда рисков.
- А сколько все это удовольствие стоит?
- В пределах шести миллионов долларов. Но жизнь высокопоставленных работников, которые ведут дела по всему миру, стоит того, чтобы охранять их и предоставлять самолеты с высокой безопасностью.
- А члены правительства и президент могли бы летать на таких самолетах? И работать на борту?
- Я в авиации больше сорока лет и с некоторой иронией всегда смотрел кадры хроники, где показывается, как наши лидеры работают на борту самолета. Мне лично работать на борту самолета никогда не удавалось - устаешь от болтанки и от долгого полета. На борту не работать надо, а отдыхать.
- Михаил Петрович, это естественно, что вы хвалите свой проект, свой самолет, но...
- Когда мы прилетаем на международные авиационные выставки, например в Фарнборо, наших летчиков всегда просят: "Разрешите полетать на ваших самолетах!". И ожидают, что мы, исходя из соображений секретности, зажмемся и ответим: "Да нет, да вы что!". Но мы разрешаем. Конечно, мы сажаем сзади нашего летчика-испытателя, который просто следит, чтобы иностранец не разбился.
Когда, например, наш самолет "Су", пилотируемый летчиком из Королевских ВВС, уходит на полигон над Атлантикой, там же появляется английский истребитель-перехватчик "Торнадо", и между ними начинается учебный бой. Естественно, перехватчик сразу занимает позицию в полусфере сзади нашего истребителя - берет его под прицел. Как только "Торнадо" занял положение для атаки, его пилот говорит английскому летчику, который сидит в нашем истребителе: "Гоу!". И потом на послеполетном разборе нам приятно слышать такие фразы: "Не успел тебе сказать: "Гоу!", как ты - раз! - и куда-то делся!".
А наш "Су" никуда не делся. Он просто в тот же момент косой петлей вышел в хвост "Торнадо"!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
