АО "Российские космические системы"
3 ноября 2017, 10:54
Недостающее звено: российские беспилотники будут безопаснее автомобилей Tesla
Специалисты холдинга "Российские космические системы" создали систему управления работой литий-ионных аккумуляторных батарей беспилотных летательных аппаратов
Специалисты РКС создали высоконадежную систему управления для российских авиационных литий-ионных (LI-ION) АКБ нового поколения. Эти батареи более чем в 6 раз легче применяемых сегодня при создании БЛА никелевых АКБ, но требовательнее к условиям эксплуатации. Повышение зарядного тока может привести к возгоранию LI-ION АКБ, а полная разрядка - вывести из строя. Разработка РКС позволяет устранить эти недостатки. Система управления питанием контролирует все параметры АКБ и автоматически реагирует, предотвращая возникновение ситуаций, снижающих ее ресурс и надежность.
Начальник отдела разработки бортовых и наземных информационно-телеметрических устройств и систем АО "Научно-производственное объединение измерительной техники" (НПО ИТ, входит в РКС) Сергей ШИХОВ: "Все видели возгорания автомобилей Tesla. К сожалению, это обратная сторона эффективности LI-ION аккумуляторов. Перед нами была поставлена задача не допустить ничего подобного при применении этого типа АКБ в отечественной авиационной промышленности. Мы выполнили эту задачу - любые нештатные ситуации на борту, связанные с условиями эксплуатации АКБ, полностью исключены".
Система управления работой АКБ постоянно контролирует температуру, напряжение на элементах батареи (блоках элементов). Перед полетом она автоматически проводит тестирование системы питания и только после этого дает сигнал к включению АКБ для обеспечения запуска двигателя и питания бортовых потребителей электроэнергией постоянного тока. При выходе параметров АКБ за эксплуатационные ограничения (по напряжению, температуре и т.д.) система дает сигнал на отключение АКБ от шин питания. При снижении напряжения основного источника тока - генератора, а также в аварийных ситуациях система дает сигнал на включение АКБ и батарея работает как источник электрической энергии.
Система контроля АКБ состоит из общего вольтметра, датчика тока, авиационного интерфейса, блока управления коммутации и измерений параметров для семи секций (по структуре LI-ION батареи: каждая секция литий-ионной АКБ имеет напряжение 4,1 вольт, семь секций суммарно имеют напряжение 28,7 вольт, что соответствует авиационному стандарту напряжения борта в 27 вольт), каждая из которых оснащена отдельным датчиком температуры и вольтметром. Авиационной интерфейс выполняет функцию передачи телеметрических данных о состоянии АКБ в систему управления БЛА. Общий вольтметр измеряет напряжение бортовой сети и автоматически принимает решение подключить к бортовой системе батарею или отключить.
От применения современных АКБ напрямую зависит конкурентоспособность БЛА. Чем больше полезной нагрузки может брать аппарат при сравнимых летно-технических характеристиках, тем он более востребован на рынке. Для сравнения, масса отечественной никелевой АКБ для одного из российских БЛА достигает 44 кг, LI-ION аккумулятор аналогичной емкости и мощности вместе с разработанной в РКС системой управления весит около 7 кг. При том что среднеразмерному аппарату таких АКБ нужно две, смена поколений АКБ дает прирост массы полезной нагрузки в 74 кг. Для аппарата этого класса - гигантский показатель.
С самого начала проекта по созданию системы управления АКБ нового поколения РКС координирует работы с крупнейшими российскими частными и государственными авиационными конструкторскими бюро и заводами. Систему управления АКБ планируется применять при модернизации существующих и создании новых российских беспилотных летательных аппаратов.
АО "Научно-производственное объединение измерительной техники" (входит в РКС) - одно из ведущих предприятий ракетно-космического приборостроения. Основные направления деятельности: разработка, создание и модернизация унифицированных бортовых систем измерений, в том числе бортовых передающих устройств для информационно-телеметрического обеспечения испытаний и штатной эксплуатации изделий РКТ различных классов; автономных защищенных накопителей информации; бесплатформенных инерциальных навигационных систем; широкого перечня датчико-преобразующей аппаратуры; наземных антенных комплексов; систем стартовых и стендовых измерений; мобильных измерительных пунктов; освоение изготовления кабельных сборок для РН "Протон-М" и "Ангара". Помимо работы на космос, объединение активно ведет разработку аппаратуры и средств измерения в интересах топливно-энергетического комплекса, нефтехимической промышленности, транспорта, авиации и других отраслей.
АО "Российские космические системы" (входит в Госкорпорацию "РОСКОСМОС") на протяжении 70 лет разрабатывает, производит, испытывает, поставляет и эксплуатирует бортовую и наземную аппаратуру и информационные системы космического назначения. Основные направления деятельности - создание, развитие и целевое использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС; наземный комплекс управления космическими аппаратами; космические системы поиска и спасания, гидрометеорологического обеспечения, радиотехнического обеспечения научных исследований космического пространства; наземные пункты приема и обработки информации дистанционного зондирования Земли. Интегрированная структура "Российских космических систем" объединяет ведущие предприятия космического приборостроения России: Научно-исследовательский институт точных приборов (АО "НИИ ТП"), Научно-производственное объединение измерительной техники (АО "НПО ИТ"), Научно-исследовательский институт физических измерений (АО "НИИФИ"), Особое конструкторское бюро МЭИ (АО "ОКБ МЭИ") и Научно-производственная организация "Орион" (АО "НПО "Орион")....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Российские космические системы"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции