О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Черная акула" против "Ночного охотника": грандиозное противостояние в советской вертолетной школе

12 ноября, исполняется ровно 70 лет со дня, когда в воздух поднялся Ка-8 "Иркутянин", первый действующий вертолет великого советского конструктора Николая Ильича Камова

12 ноября, исполняется ровно 70 лет со дня, когда в воздух поднялся Ка-8 "Иркутянин", первый действующий вертолет великого советского конструктора Николая Ильича Камова. С этого момента началась история создания целой плеяды уникальных вертолетов, которые всегда можно отличить по необычному виду и хрипящее-рокочещему звуку работающих винтов.

Почти все "Камовские" машины имеют одну определяющую особенность - соосное строение винтов. Вертолеты "Ка" имеют не привычный один несущий винт, а сразу два. Они вращаются в противоположенных направлениях, благодаря чему решается, пожалуй, главная проблема всех геликоптеров - вращательный эффект, вызываемый работой основного винта. В классической схеме для устранения этого "дефекта" имеется дополнительный винт на хвостовой балке. Но соосная схема в принципе решена этого недостатка, так как каждый из винтов гасит вращательный эффект другого.

Интересно, что первые попытки создать вертолет базировались как раз на сосной схеме расположения винтов. Еще великий российский изобретатель предлагал создать подобную летающую машину, однако за неимением подходящего двигателя не мог воплотить ее в жизнь. Появление компактных поршневых двигателей позволило продолжить опытно-конструкторские работы в создании первых вертолетов. Лидером в этом деле стал другой российский изобретатель, позже эмигрировавший в США - Игорь Иванович Сикорский. Еще проживая в Российской Империи он начал проектировать свои машины, используя именно соосную схему. Однако американским заказчикам производство таких вертолетов показалось весьма сложным.

Создать надежный, и в тоже время относительно простой вертолет с соосными несущими винтами смог только Николай Камов. Ка-8 был предложен военным в качестве разведывательной машины, однако армия уже осваивала Ми-1 - детище КБ Михаила Леонтьевича Миля.  Но флот всерьез заинтересовался "Иркутянином", так как он был гораздо компактнее конкурента, что имело решающее значение для размещения на кораблях. Первые морские испытания показали еще одно преимущество - улучшенную устойчивость в ветреную погоду и флот дал добро на разработку своей первой "рабочей лошадки". В итоге получился Ка-15, доработанная версия "Иркутянина". На этом завершилось первое небольшое противостояние двух великих советских конструкторских школ. Обе пошли своими путями "Камов" снабжал флот, а "Миль" - армию.

Ситуация изменилась в 1976 году, когда советскому командованию стало известно о появлении в США новейшего ударного вертолета AH-64 "Апач". В СССР на тот момент имелся Ми-24 "Крокодил", который задумывался как аналог БМП. Вертолет мог как перевозить десант, так и наносить удары с воздуха. Но на деле он уступал специализированным машинам по обоим направлениям. Поэтому было принято решение создать первый советский ударный геликоптер. Впервые для советских вертолетостроительных КБ был объявлен конкурс на создание машины.

Камовцы сразу же ухватились за возможность попробовать себя в новом амплуа и продемонстрировать возможности соосной схемы консервативной армии. В КБ "Миля" же были уверены в собственном опыте и силах, поэтому не испытывали угрозы со стороны оппонента. Они работали над Ми-28, который по сути стал работой над ошибками, допущенными при создании Ми-24. Прототип "Ночного охотника" впитал в себя все лучшее, что было в вертолетостроении на тот период. В 1983 году военные увидели сильно "похудевшего" крокодила. Благодаря тому, что вертолет избавился от десантного отсека, конструкторы смогли больше полезной нагрузки отдать под вооружение, системы наведения и обнаружения. Военные высоко оценили новую машину, так как действующие экипажи можно было быстро переучить с Ми-24, а многие детали "Ночной охотник" позаимствовал у своего предка, что облегчало развертывание производства.

Но КБ "Камова" дало достойный ответ. В 1982 году военным представили вертолет, который своими очертаниями был больше похож на самолет. Ка-50, сегодня известный как "Черная акула", отличался своим внешним видом от всего, что было до него. В своей работе камовцы пошли методом от обратного. Они просто применили все современные наработки, но постарались избавиться от старых "болезней" и недостатков.

Так, по статистике американских военных, во время войны во Вьетнаме порядка трехсот вертолетов США были уничтожены вследствие попадания пуль в хвостовую балку и задевания препятствий. Нескольких случайных попаданий хватало для того, чтобы нарушить работу рулевого винта и почти целая машина терпела крушение. Из-за ограничений по массе бронировать хвостовую балку возможным не представлялось. В соосной же схеме такой проблемы нет. Существует мнение, что вертолеты "Ка" могут совершить безопасную посадку и вовсе без хвоста.

Кроме того, с появлением ракет с теплонаведением обозначилась еще одна проблема - из-за работы вала внутри балки создавалась высокая температура, что делало именно хвост лакомой целью. А, как уже известно, несколько осколков от ракеты могут уничтожить всю машину. Ми-24 в Афганистане прочувствовали это на себе, когда боевики получили в распоряжение американские системы ПВО.

Однако в камовских сооснных схемах обе проблемы были просто исключены. Более того, значительно укороченная хвостовая балка облегчала вес машины, а отсутствие рулевого винта сохроняло энергию двигателей для увеличения подъемной тяги. В результате конструкторам удалось значительно бронировать корпус и кабину "Черной акулы", фактически превратив вертолет в летающий танк.

Также в Ка-50 применили еще несколько нестандартных "самолетных" решений. Например, впервые боевой ударный вертолет должен был управляться всего одним пилотом. При классической схеме пилот не мог позволить себе одновременно управлять и вооружением, так как он должен быть постоянно сосредоточен на маневрировании. Но "Черная акула" была настолько послушна, что машине хватало и одного члена экипажа, как это принято в современных штурмовых самолетах как российского, так и американского производства. Примечательно, что именно на Ка-50 впервые была установлена и система катапультирования.

В итоге к 90-м годам военные получили два вертолета, которые имели свои плюсы и минусы. Ка-50 имел соосную схему несущих винтов, которая позволяла брать на борт больше брони и оружия, а Ми-28 был относительно прост в производстве и знаком в армии. Но сравнительные испытания показали что "Черная акула" превосходит "Ночного охотника" в скорости и маневрировании, что остановило выбор армии на детище КБ "Камова".

Вот только к тому моменту у государства не было денег ни на одну из двух машин. Вернулись к соревнованию российские вертолетостроители только в 2005 году, но военные поставили точку в этой гонке и приняли на вооружение обе машины с некоторыми оговорками. Ми-28 было приказано усилить в плане вооружения, в том числе и снабдить ракетами класса "воздух-воздух". А Ка-50 поставили на вооружение в "разведывательной" модификации, которая носила название Ка-52....
Авторские права на данный материал принадлежат «Inforeactor.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка