ЦИАМ
15 ноября 2017, 11:02
К 100-летию со дня рождения ученого-теплофизика Льва Абрамовича Клячко
7 ноября года исполнилось 100 лет со дня рождения отечественного ученого-теплофизика, специалиста в области процессов горения, доктора технических наук, профессора Л.А.Клячко
Он родился в 1917 году в Москве. После окончания в 1941 году физического факультета Московского государственного университета работал в ЦАГИ, а затемс1944 года - в НИИ-1 (ныне ФГУП "Центр Келдыша"). За время работы в этих ведущих центрах отечественной аэрокосмической промышленности сформировалась область научных интересов молодого ученого - исследование физико-химических процессов, обеспечивающих эффективное горение в авиационных и ракетных двигателях.
В сентябре 1948 года Лев Абрамович Клячко переходит на работу в Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, в стенах которого и проходит наиболее плодотворный период его творческой деятельности.
В 1949 году Л.А. Клячко защитил кандидатскую диссертацию, посвященную анализу гидравлики центробежных форсунок. Содержание этой работы отражает одну из примечательных черт ученого - его интерес к нетривиальным, на первый взгляд, парадоксальным результатам. В его кандидатской диссертации таким результатом был анализ влияния вязкости распыливаемой жидкости на расходные характеристики форсунок: вопреки ожиданиям увеличение вязкости жидкости вызывает рост расхода закрученного потока жидкости через форсунку.
Характерному творческому почерку Льва Абрамовича вполне соответствовала и область его деятельности в 60-е годы. Именно тогда при его активном участии в ЦИАМ и ряде ОКБ отечественной промышленности проводились исследования процесса горения в ракетно-прямоточных двигателях на твердом топливе. Результаты этих работ легли в основу докторской диссертации Л.А. Клячко, которую он успешно защитил в 1968 году.
В 1969 году ученый удостоен премии и медали им. проф. Н.Е. Жуковского. В 1971 году награжден орденом "Знак почета". В 1990 году Государственным реестром СССР зарегистрировано первое в истории ЦИАМ открытие, авторами которого являлись сотрудники Института: Г.Н. Абрамович и Л.А. Клячко, а также И.И. Новиков В.И. Скобелкин.
Ученый работал в обширной области фундаментальных и прикладных исследований. Здесь и теория центробежных форсунок, и выделившаяся в самостоятельный раздел теория горения совокупностей частиц или капель, горение частиц металлического горючего и смесевых топлив на основе этих металлов. В процессе этих исследований Лев Абрамович тесно сотрудничал со специалистами из высших учебных заведений и институтов Академии наук СССР. Эти работы сделали Л.А. Клячко ученым с мировым именем, а полученные им результаты актуальны до настоящего времени. Прежде всего это прикладные исследования процесса горения в различных областях:
- форсажные камеры газотурбинных двигателей (ГТД), в том числе участие в создании 1-ой отечественной форсажной камеры (двигатель ВК-1Ф);
- камеры сгорания прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД);
- ракетно-прямоточные двигатели на твердом топливе;
- гибридные ракетные двигатели.
Более пятнадцати лет Л.А. Клячко посвятил преподаванию в Московском физико-техническом институте.
Он был членом оргкомитета десяти советских и российских симпозиумов по горению и взрыву и мемориала Я.Б. Зельдовича, почетным членом Российской секции Международного института горения.
По-настоящему научный подход ученого к решению прикладных задач, наряду с глубоким знанием проблем конструкторских коллективов, обеспечили ему прочный авторитет в промышленности.
Лев Абрамович - автор 11 изобретений и более 60 публикаций, в том числе 3-х монографий. Его монография по распыливанию жидкостей, написанная в соавторстве с В.А. Бородиным, Ю.Ф. Дитякиным, И.И. Новиковым и В.И. Ягодкиным, была также издана за рубежом.
Знаменитый ученый навсегда остается образцом служения науке.
ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.
Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС)....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции