ВПК.name
20 ноября 2017, 13:26
"Убийцам авианосцев" пополнят арсенал
Оснащение бомбардировщиков Ту-22М3 новыми крылатыми ракетами большой дальности превратит их в многофункциональные ударные машины
По мнению экспертов, новые крылатые ракеты превратят Ту-22М3 в многофункциональные ударные машины, которые смогут с большой дальности самостоятельно подавлять противовоздушную оборону противника и уничтожать важные стратегические объекты, а также бороться с террористами.
Загадка 715
Первые упоминания загадочного "изделия 715" появились в начале нынешнего года. В частности, в апреле на сайте госзакупок был размещен контракт на "выполнение работ в рамках ОКР "45.03М-715" "Применение изделия 715 в составе объекта 45.03М в части обеспечения применения БСУ-715". Заказчиком выступило машиностроительное конструкторское бюро "Радуга" имени Александра Яковлевича Березняка.
Следует отметить, что МКБ "Радуга" - это ведущий советский и российский разработчик авиационных крылатых ракет. На счету предприятия - несколько десятков различных проектов. В их число входят сверхзвуковые Х-22, дальнобойные крылатые Х-55, а также недавно принятые на вооружение Воздушно-космических сил России ракеты Х-101 и Х-32.
В тексте контракта стоит обратить внимание на цифровой индекс "45.03М". Объект 45.03М несколько раз встречался в судебных исках Минобороны к "Радуге". В частности, из решения Арбитражного суда города Москвы № А40-115120/12 от 13 июня 2013 года становится понятно, что 45.03М - это объект ОАО "Туполев", модернизируемый в рамках проектов "Адаптация", "Сонетка" и "Потенциал".
А вот в документах "Туполева" уже конкретно указывается, что "Потенциал" - это опытно конструкторская работа (ОКР) по дооснащению сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М3 новыми ракетами.
Эта работа ведется в рамках модернизации парка бомбардировщиков, а за индексом "45.03М" скрываются модернизированные "двадцать вторые" с обновленным ракетным арсеналом. Ранее в рамках "Адаптации" на "двадцать вторые" уже были установлены уникальные сверхзвуковые ракеты Х-32 (известны также под индексом 9-А-2362).
Новый двигатель
В июле нынешнего года был опубликован отчет Омского моторостроительного конструкторского бюро (ОМКБ) за 2016 год. На официальном сайте предприятия указано, что оно специализируется на разработке, производстве и ремонте малоразмерных газотурбинных двигателей гражданского применения, а также наземных энергоузлов, турбостартеров и другого оборудования.
Но как написано в годовом отчете ОМКБ, в линейку его продукции входят "изделия 37-01" для российских крылатых ракет 3М14 "Калибр". В прошлом году Омское конструкторское бюро вело работы по их модернизации. "Изделие 37" - это линейка малогабаритных двухконтурных турбореактивных двигателей одноразового применения ТРДД-50.
Разработали эти двигатели в ОМКБ, но выпускает их научно-производственное объединение "Сатурн". При этом в открытых источниках легко можно найти информацию о том, что ТРДД-50 (они же "изделия 37") используются не только на морских "Калибрах", но и на авиационных Х-55 и Х-101. Также, как указывает годовой отчет ОМКБ, "изделие 37" уже вошло в состав "изделия 715".
Примечательно, что новый двигатель для загадочного изделия "Радуги" получил свой собственный индекс "37-04". При этом, судя по годовому отчету, ОМКБ не остановилось на достигнутом, и итогом работы должно стать некое "изделие 37М".
- В российском оборонно-промышленном комплексе есть четкая система присвоения индексов, - рассказывает военный историк Дмитрий Болтенков. - Цифры 37 означают общий номер семейства изделий. В данном случае двигателей ТРДД-50. А "01", "02", "03" и т.д. - это отдельные модификации. Появление буквы М в индексе говорит о том, что это уже принципиально новое изделие, хотя и созданное в рамках семейства. Получается, что сейчас "изделие 715" использует модернизированный ТРДД-50. Но в дальнейшем получит принципиально новый двигатель. И, по всей видимости, с уникальными характеристиками.
Ларчик открывался просто
В июле нынешнего года "Радуга" разместила на сайте госзакупок очередной тендер. Разработчикам потребовалось обеспечить применение систем "Орбита IVMO-715" в составе "изделия 9-А-5015".
Разобраться в индексах, аббревиатурах и цифрах, упомянутых в контракте, достаточно сложно. Но это только на первый взгляд. "Орбита IV" - это система передачи телеметрических параметров. Установленная на ракетах, она передает необходимые для разработчиков данные в ходе испытательных полетов. Разработана "Орбита IV" ОКБ МЭИ.
По данным, указанным на сайте МЭИ, вариант "Орбиты" с обозначением "IVМО" используется для испытания межконтинентальных баллистических ракет "Ярс", "Булава". То есть военных изделий. А вот система с обозначением "IVАН5" применяется в работах по ракете-носителю "Ангара-5".
Упомянутая в контракте система "Орбита IVMO-715" - это телеметрический комплекс для военных ракет. И он доработан для установки на "изделие 715".
- В Минобороны есть так называемые "индексы заказывающих управлений". Это условные цифро-буквенные обозначения образцов вооружения и военной техники, которые присваиваются Минобороны. Система индексов очень сложная и весьма запутанная. Даже сами военные в ней зачастую путаются, - пояснил "Известиям" главный редактор интернет-проекта Militaryrussia Дмитрий Корнев. - 9а - это индекс ракетных комплексов, в том числе и воздушного базирования. Надо понимать, что в составе любой ракеты есть десятки изделий со своими индексами. К примеру, ракета УР-100НУТТХ имеет индекс 15а35, а вот 15д95 - это индекс ее маршевых двигателей. А еще 15д114 - это уже рулевые двигатели "сотки". Поэтому можно смело утверждать, что 9-а-5015 - это ракетный комплекс с ракетой "изделие 715". В составе комплекса, помимо самой ракеты, - системы и машины обслуживания, пусковые установки и другое оборудование. Зачастую в состав комплекса также входят и самолеты-носители.
Итак, подведем краткий итог. В настоящее время для модернизированных бомбардировщиков Ту-22М3 разработана авиационная ракета. Судя по тому, что в составе "изделия 715" используется двигатель семейства ТРДД-50, - по своим возможностям и характеристикам она близка к КР "Калибр" и Х-101.
Состояние проекта
По мнению главного редактора интернет-проекта Militaryrussia Дмитрия Корнева, 9-а-5015 находится в высокой степени готовности и в скором времени начнутся летные испытания изделия с борта Ту-22М3.
- В тексте контракта упоминается БСУ-715, - пояснил "Известиям" Дмитрий Корнев. - БСУ - это распространенная аббревиатура. Она расшифровывается как "бортовая система управления". Появление такого тендера говорит о том, что сама ракета и все ее системы готовы и испытаны. Сейчас начинается самый важный этап - интеграция систем управления самолета-носителя и "изделия 715".
В пользу такого утверждения говорит контракт, размещенный в июне прошлого года. МКБ "Радуга" заказала работы Центральному аэрогидродинамическому институту по "оценке результатов расчетно-экспериментальных исследований и подготовке материалов для выдачи заключений по статической прочности изделия при совместной эксплуатации с самолетами-носителями и автономном полете".
А в конце прошлого года "Радуга" разместила тендер "на оценку "изделия 715" на пожаровзрывобезопасность при падении на бетонную площадку с высоты 5 м". То есть для того, чтобы понять, что случится с ракетой, если она упадет из-под фюзеляжа самолета.
А в фюзеляже - "револьвер"
Возникает логичный вопрос: а зачем нужна новая крылатая ракета? В ходе операции в Сирии себя отлично показали ракеты Х-101. Сейчас они стали "главным калибром" не только сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160, но и турбовинтовых Ту-95МС. Может, стоило просто адаптировать "сто первую" для Ту-22М3?
- Против высокотехнологичного противника с сильным ПВО применять крылатые ракеты нужно массированно, - поясняет "Известиям" независимый военный эксперт Антон Лавров. - Чем больше ракет в залпе, тем больше их прорвется и поразит цели. Проблема в том, что Ту-22М3 могут нести крылатые ракеты только под крыльями и под фюзеляжем. Такое размещение создает серьезное сопротивление воздуха. И чем больше ракет под крылом, тем больше сопротивление. А значит, у самолета серьезно падает дальность полета. Для Ту-22М3 снижение дальности полета особенно критично. Ведь с этих машин в рамках ОСВ-2 еще в 1980-е годы была снята система дозаправки топливом в воздухе. Также при такой подвеске "двадцать второй" потеряет возможность совершать "броски" со сверхзвуковой скоростью. А такие режимы полета важны для самозащиты самолета от дальних перехватчиков.
В свое время проблему с полетом на сверхзвуковой скорости для стратегического ракетоносца Ту-160 решили достаточно оригинально. Была сделана специальная пусковая установка (ПУ), которую конструкторы "Туполева" спрятали в бомболюке бомбардировщика. Крылатые ракеты в ПУ размещались как патроны в барабане револьвера. При открытии бомболюка установка поворачивались и запускала их по очереди.
На военном сленге такая ПУ получила прозвище "револьверная". Сейчас "револьверы" есть не только на Ту-160, но и на Ту-95, а также на американских "стратокрепостях" В-52 и "костяшках" В-1В. Но особенности конструкции Ту-22М3 не позволяют разместить там "револьверную" ПУ с ракетами Х-101. Длинна "сто первой" почти 8 м. А объем бомболюка "двадцать второго" не рассчитан на изделия и пусковые установки таких габаритов.
Между тем в 1980-е годы ВВС СССР получили несколько десятков Ту-22М3, оборудованных "револьверами". Правда, предназначены они были для сверхзвуковых ракет Х-15. Эти изделия сразу разрабатывались с учетом размеров "двадцать вторых". Поэтому длина ракет была около 5 м. В настоящее время Х-15 уже сняты с вооружения.
- 9-А-5015 - это принципиально-новые крылатые ракеты с уменьшенными габаритами. Можно предположить, что по своим характеристикам новинка будет незначительно уступать более тяжелым Х-101, - считает главный редактор интернет-проекта Militaryrusia Дмитрий Корнев. - Размещаться "изделия 715" будут в фюзеляже Ту-22М3 в "револьверных" ПУ. Но чтобы не потерять в дальности полета и массе боевой части, "Радуге" и ОМКБ потребовалось создать принципиально новый двигатель. С одной стороны, он должен быть чуть мощнее, чем на модификации ТРДД-50, установленных на Х-101, а с другой - гораздо экономичнее.
По мнению военного историка Дмитрия Болтенкова, благодаря новым крылатым ракетам Ту-22М3 превратятся в уникальные ударные многофункциональные комплексы.
- Можно предположить такой вариант. Полк Ту-22М3 вылетает на задание. Под крыльями каждого бомбардировщика по две ракеты Х-32, а в фюзеляжах - "револьверы" с "изделиями 715", - высказывает свое мнение военный историк Дмитрий Болтенков. - Сначала производится пуск крылатых ракет. Они выбивают авиабазы, позиции, радары и командные пункты ПВО. Дальше бомбардировщики подходят к целям и наносят удар более тяжелыми и мощными Х-32. Ту-22М3 с 9-а-5015 пригодятся и в войне с террористами. Они смогут наносить высокоточные удары, как и "старшие братья" Ту-95МС и Ту-160.
В настоящее время в составе ВКС России около 80 дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Они сведены в два полка и одну эскадрилью....
Авторские права на данный материал принадлежат «ВПК.name». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции