О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолет для "невидимок". Зачем российской армии "радар с крыльями"?

Что такое АВАКС?

Что такое АВАКС?

Каждый раз, когда речь заходит о противостоянии новейших истребителей, их возможностях обнаружить и поразить друг друга, среди спорящих обязательно найдется кто-нибудь с убойным и разрушающим весь спор аргументом "а если рядом будет АВАКС, ситуация изменится кардинально". Что же это за техника, способная пошатнуть чашу весов в споре самых совершенных реактивных самолетов?

Если упростить, то радары истребителя можно сравнить с фонариком. Чтобы обнаружить самолет противника, антенная решетка радара генерирует излучение, а затем отслеживает отразившиеся от цели волны. Так же и с фонариком: чтобы увидеть в темноте неприятеля нужно посветить на него, а глаз уловит фотоны света, отразившиеся от того, что еще мгновение назад было не заметить. Проблема тут одна- как только вы включаете свой фонарик, вы тут же становитесь заметными для всех сидящих в кустах. Еще не факт, что вы увидите их, но в том, что они увидят вас, сомнений нет.

Проблему решить можно, если за вас будет светить кто-нибудь другой, издалека, оставаясь в безопасности и используя более мощный фонарь, фактически огромный прожектор. Тогда вы будете знать о присутствии посторонних, а они о вас нет- вы же не включали свой фонарь. Примерно так и работает АВАКС (а если правильно, то система дальнего радиолокационного обнаружения и управления- ДРЛОиУ). Это самолет оснащенный электронной системой разведки и управления,- грубо говоря, мощный и дальнобойный летающий радар. АВАКС (Airborne Warning and Control System)- термин, ставший синонимом для названия всех таких самолетов, но первоначально обозначавший конкретную систему для Boeing E-3 Sentry.

Летающие радары

Все дело в том, что боевые действия зачастую ведутся вне зоны действия союзных радиолокационных станций, а обнаруживать противника и наводить на него средства поражения очень надо. В таком случае в действие вступает летающая радиолокационная станция. Узнать ее можно по огромной антенне радара, расположенной в верхней части самолета. Внутри же сидит персонал, обеспечивающий контроль и управление вооруженными силами, используя данные, получаемые с радаров.

Бывают и упрощенные системы ДРЛО- они просто обнаруживают цели на расстоянии, не обеспечивая управления. Как правило, это небольшие самолеты, оснащенные радарами и просто передающие получаемую информацию в пункт управления или на корабль. В настоящее время такие системы активно используются в США- Grumman E-2 Hawkeye, и в России есть вертолет радиолокационного обзора Ка-31. Во время работы у него из нижней части фюзеляжа выдвигается и раскладывается радар.

Изначально системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления создавались для морской авиации. Это логично: если для ведения боевых действий на суше радар можно привезти и собрать на месте, то на море такой фокус уже не пройдет. В настоящее время страны всего мира держат на вооружении около ста таких самолетов. Создание комплекса радиолокационного обнаружения и управления очень дорого обходится и требует серьезных работ как по созданию радарного комплекса, так и по созданию экономичной системы, способной работать в воздухе в течение максимально долгого времени. Поэтому российские военные используют А-50, созданный еще в 1978 году. В настоящее время на вооружении стоит 19 таких самолетов. Из них- всего четыре более новых А-50У, а оставшиеся А-50 не модернизированы.

Хождение по мукам

Новый самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления военные просили уже давно. Увы, но системы управления и разведки устаревают гораздо быстрее, чем другие самолеты. Поэтому создание отечественного АВАКСа нового поколения началось еще в 2000 году на базе военно-транспортного самолета Ил-76. Конкурс на его создание, предполагавший постройку сложного многопозиционного комплекса разведки, предупреждения и оповещения, выиграл концерн ПВО "Алмаз- Антей". Изначально даже предлагалось использовать в качестве носителя самолет Ан-124 "Руслан"- самый большой серийный самолет в мире. Впрочем, впоследствии решили обойтись Ил-76.

В 2002 году с концерном "Алмаз- Антей" договор был разорван из-за слишком медленной скорости работ. Всю техническую документацию передали концерну "Вега", что скорости не прибавило. К 2009 году Министерство обороны выделило под это дело один Ил-76, а к 2011-му объявило: "Рыцари, новый план". В качестве носителя было предложено использовать Ил-76МД-90. Работы по созданию самого радара это не ускорило- наоборот, замедлило, так как потребовалось заново пересчитать все связанное с аэродинамикой. Все это требует переработки системы, новой продувки модели летающего радара в аэродинамических трубах, изменения состава бортового оборудования. По сути, комплекс опять начали создавать с нуля.

В 2013 году проходила информация, что радар все еще очень далек от начала эксплуатации. При этом основной проблемой называлась именно работа самого радиолокационного комплекса. Говорилось, что радар по-прежнему работает в одном диапазоне, а не в двух, как было заявлено в техническом задании. Тогда же стало известно о перенесении сроков с 2015 на 2017 год. В ноябре 2017 года А-100 все-таки полетел.

Теперь осталось дождаться приема этого летающего радара на вооружение. Естественно, все технические данные о его работе строго засекречены, пока можно лишь полюбоваться этими странными и грациозными машинами, летающими с огромными блинами радаров на спине. После того как самолет продемонстрировал штатное поведение на всех режимах, можно начинать работу над полноценными летными испытаниями.

Специалистам придется изучить, как бортовые системы самолета влияют на работу радиолокационной станции, и подготовить ее к работе и серийному выпуску. Лишь после этого можно будет говорить о создании серийных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100. А они очень нужны российским военным.

А-100- не просто прожектор, подсвечивающий врага и позволяющий своим истребителям не "светить фонариком", но еще и важнейшее средство, позволяющее узнать воздушную обстановку "на большом масштабе" наземным командирам ВВС. Без такого инструмента, с одними маломощными радарами истребителей, им очень трудно планировать воздушный бой. Если над нашей территорией они могут узнать воздушную обстановку за счет наземных радаров тех же С-400, то в гористой местности в другой стране, где во всех нужных точках не расставлены мощные наземные радары, самолеты типа А-100- единственные приличные "глаза" командиров ВВС. А это значит, что для конфликтов типа сирийского они почти незаменимы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Life.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка