Газета
21 апреля 2003, 18:36
23 "МиГа" за один евро
Представители правительств Польши и США, а также руководство Lockheed подписали три соглашения: о покупке истребителей F-16, о льготном кредите правительства США и о пакете американских инвестиций в Польшу сроком на десять лет общей стоимостью 6,3 млрд. долларов. Данный договор должен помочь Польше, являющейся членом НАТО с 1999 года, укрепить ее вооруженные силы. В польскую оборонную промышленность вложат средства также компания United Teckhnologies, чье подразделение Pratt&Whitney будет производить двигатели для истребителей F-16, и фирма Northrop Grumman Corp, которая создаст систему радарного слежения.
Есть не только "МиГ"
Наиболее острой проблемой польских ВВС на протяжении последнего десятилетия была необходимость обновления парка истребительной авиации. В настоящее время единственные современные самолеты в Войске Польском - это МиГ-29. В общей сложности их 22 машины, из которых 12 были поставлены еще СССР в 1989-1990 годах и 10 штук закуплены в Чехии в 1995-1996 годах.
Одним из условий вступления Польши в НАТО как раз и стало обновление самолетного парка. Для комплектования шести дивизионов истребительной авиации полякам требовалось еще 72 машины взамен устаревших МиГ-21.
В борьбу за столь крупный контракт еще в 1995 году вступили американские, европейские и российские компании: кроме Lockheed Martin со своим F-16 получить польские миллиарды пытались англо-шведская компания BAE Systems-SAAB с истребителем Jas-39 Gripen, французская Dassault Aviation с Mirage2000 и МАПО "МиГ" (ныне РСК "МиГ"). Основным критерием оценки предложений стало участие польской авиационной промышленности в программе обновления самолетного парка.
Большая политика
Наиболее приемлемым выглядело российское предложение со сборкой самолетов МиГ-29 на заводе в Мелеце с собственным, "польским" названием "Мелец" М-2000. Цена одного самолета М-2000 должна была составить 18 млн. долларов. Для сравнения: американцы просили за свои F-16 почти в три раза больше, порядка 70 млн. долларов за один самолет.
Однако в эти планы вмешалась большая политика. С одной стороны, Россия была против вступления Польши в НАТО, а с другой - от Польши для вступления в альянс требовалось соблюдение стандартов НАТО в вооружении и технике. Более того, США намекнули, что Польше будет оказан режим наибольшего благоприятствования в случае, если она остановится на американских производителях.
В итоге Польша вступила в НАТО и решила закупить американские истребители, но и от российской техники не отказалась. Учитывая, что вся военная инфраструктура страны создавалась по стандартам Варшавского договора, в одночасье переделать ее было невозможно. На это бы потребовались десятки миллиардов долларов, которых у небогатой Польши не было.
За 20 миллионов придется побороться
Как заявил ГАЗЕТЕ высокопоставленный сотрудник РСК "МиГ", нынешняя покупка Варшавой 48 американских истребителей не критична и не ущемляет интересов ни РСК "МиГ", ни России в целом. Ведь срок исполнения контракта рассчитан на 10 лет, но все эти годы полякам все равно надо на чем-то летать, и от "МиГов" они отказываться не собираются. По большому счету, какие бы условия Россия ни предлагала на европейском рынке, ей вряд ли кто-то даст заключить сколь-нибудь значимый контракт. В итоге вместо нескольких миллиардов за поставку истребителей России приходится довольствоваться несколькими миллионами долларов за модернизацию старых самолетов.
Так, в октябре 2002 года РСК "МиГ" и польское авиационно-ремонтное предприятие в Будгоше подписали соглашение о проведении восстановительного ремонта на самолетах МиГ-29 ВВС Польши.
Кроме того, в 2004 году Германия передаст Варшаве еще 23 истребителя МиГ-29. Эту сделку тоже можно назвать выдающейся, поскольку самолеты обошлись полякам всего в один евро, хотя новый МиГ-29 стоит около 25 млн. долларов. Правда, лишь 11 из 23 "купленных" истребителей в настоящий момент отвечают всем требованиям НАТО. Остальные нуждаются в модернизации: на них, в частности, необходимо установить новые радары и электронное оборудование. По мнению экспертов, модернизация истребителей для Польши обойдется в сумму около 20 млн. долларов. Есть большая вероятность того, что займутся этим как раз российские специалисты.
Справка
Рынок модернизации истребителей МиГ-29 российского производства, стоящих на вооружении стран Центральной и Восточной Европы, превышает 120 машин. В настоящее время на вооружении Венгрии находятся 27 МиГ-29, Румынии - 18, Болгарии - 21, Словакии - 12, Германии - 23, Польши - 22 самолета. И все они нуждаются в модернизации. Объем рынка модернизации МиГ-29 в странах Европы оценивается в 500 млн. долларов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 13, 2025
Обзор тенденций аэропортовых паркингов на Parking Russia 2025
Ноябрь 17, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Горно-Алтайском
Ноябрь 17, 2025
Авиакомпания "Азимут" перенесла на 2026г ввод в эксплуатацию ангара в Ростовской области
