Труд
24 ноября 2017, 08:32
Крылатые профессии: взгляд из Ульяновского института ГА и учебно-летного отряда "Аэрофлота"
Как стало известно редакции, Общероссийский профсоюз авиаработников (ОПАР) еще летом в письме премьеру Дмитрию Медведеву сообщал о хроническом недофинансировании учебных заведений гражданской авиации
"Оптимизация" затрат на образование оставила на голодном пайке учебные заведения гражданской авиации, где куют летные кадры. Вопрос правительству: каких пилотов подготовят преподаватели, техники и обслуживающий персонал, получающие зарплату дворников и не имеющие средств для учебных пособий, ремонта тренажеров и прочей техники? В то же время пример крупнейшего российского авиаперевозчика - "Аэрофлота" - показывает, как можно и нужно готовить высококвалифицированные кадры для отрасли.
Как стало известно редакции, Общероссийский профсоюз авиаработников (ОПАР) еще летом в письме премьеру Дмитрию Медведеву сообщал о хроническом недофинансировании учебных заведений гражданской авиации. Жизнь на голодном пайке обернулась оттоком квалифицированного кадрового состава, сотрудников инженерно-технических служб. Средств не хватает даже на питание учащихся и форменную одежду, не говоря уже о приобретении современного оборудования.
- Объявленный курс на оптимизацию учебных заведений имеет самые негативные последствия, - рассказал корреспонденту "Труда" председатель ОПАР Валерий Селитринников. - От качества подготовки пилотов, инженеров, диспетчеров зависит их квалификация, а следовательно, и безопасность полетов. По нашей информации, Ульяновский институт гражданской авиации на этот год профинансирован лишь на 30%. А это значит, что затраты на производственную практику, на обслуживание воздушных судов и обеспечивающие учебные полеты службы не учтены. В результате авиатехники имеют зарплату 15-20 тысяч рублей, водители спецтранспорта - 10-15 тысяч, а лаборанты и того меньше.
- Руководство учебных заведений пытается выживать за счет продажи услуг тренажерных центров и платного обучения, - продолжает мой собеседник. - На тренажерах учат пилотов и диспетчеров, которых присылают на переподготовку и обучение авиакомпании. Встречаются и частники, желающие получить навыки пилотирования. Чтобы с помощью этого контингента хотя бы отчасти залатать финансовые дыры, сотрудников тренажеров перевели на работу в круглосуточном режиме...
Но разве это правильно? Сегодня деньги на обучение ищут училища гражданской авиации, а завтра мы военных пилотов будем так учить?
В гражданской авиации также существует государственный заказ на подготовку специалистов, и он должен подкрепляться и соответствующим финансированием. Тем более когда претендентов на место по 10-15 человек. Ладно, если крупная авиакомпания оплачивает подготовку своих кадров и тем самым помогает училищу выживать. Но мелкие авиаперевозчики такого себе не могут позволить.
А между тем дело идет к тому, что оптимизация летных училищ продлится как минимум до 2020 года. Минобрнауки сообщило, что в этом году бюджетное финансирование сократилось на 12%, а относительно 2015 года - на 19,4%. На ситуацию пыталась повлиять Росавиация, с чьей подачи Минтрансом был подготовлен проект распоряжения правительства о выделении средств из Резервного фонда. Ну как же - размечтались! К казенной кубышке сейчас подпускают только проблемные банки, на спасение которых бросают сотни миллиардов. На просьбу о финансовой помощи авиационным училищам был дан лаконичный ответ: денег нет, думайте сами, как выходить из положения.
В правительстве не представляют последствий недофинансирования учебного процесса в гражданской авиации? Могла бы открыть глаза на проблему Общественная палата, которую авиаторы не раз информировали о бедственном положении. Но там вместо помощи предложили упразднить Общественный совет при Росавиации, в который входят ветераны, уважаемые и авторитетные авиаспециалисты. Если такое произойдет, не останется тех, кто подскажет правительству, в каком состоянии находится сегодня отрасль и что ей нужно, чтобы выпрямить опущенные крылья.
P.S. Для мечтающих работать в небе есть два пути: летное училище и частные школы, готовящие пилотов-любителей. У частников теоретический курс плюс 40 часов летной подготовки обойдутся в 450-500 тысяч рублей. В государственных летных училищах курсанты учатся бесплатно, после окончания получают квалификацию коммерческого пилота, которая позволяет стать командиром однодвигательного самолета. Наконец, высшая квалификация - линейный пилот, который должен иметь налет не менее 1,5 тысячи часов.
Голос
Игорь Куркин, инженер тренажерного центра, председатель профкома Ульяновского института ГА
- Мы каждый год выпускаем под 200 пилотов плюс еще диспетчеры. Серьезный контингент, который приходит на ключевые должности в гражданской авиации. Но выживает училище только благодаря внебюджетным доходам. Нам еще крупно повезло, что в свое время мы получили 30 современных тренажеров, каждый из которых дороже нового лайнера. Сегодня в Ульяновске крупнейший в стране Центр подготовки пилотов. А, скажем, в Сасовском или Краснокутском летных училищах нет возможности заработать на подготовке пилотов для частных компаний или бизнес-авиации. Как они выживают, уму непостижимо. Ведь оборудование в лучшем случае 80-х годов, поддержание технической базы в рабочем состоянии требует больших денег...
Опыт "Аэрофлота"
Шесть лет назад крупнейший российский авиаперевозчик открыл в подмосковном Мелькисарово Авиационную школу "Аэрофлота" - АША. Там совместно с летно-учебным отрядом начали готовить пилотов для пассажирских самолетов нового поколения, а также бортпроводников и инженерно-технический персонал. В то время, по оценке генерального директора "Аэрофлота" Виталия Савельева, компании в год требовалось порядка 250 пилотов, а всей российской гражданской авиации - в три с лишним раза больше. К тому же эксперты давали прогноз на рост объемов авиационных перевозок. Решить проблему своими силами было основной задачей.
Вот что рассказал корреспонденту "Труда" Александр Мирошниченко, заместитель командира учебно-летного отряда "Аэрофлота", пилот-инструктор Airbas:
- Специфика подготовки летного состава в это время диктовалась ситуацией в отрасли. После спада авиаперевозок, который привел к критическому сокращению квалифицированного летного состава, в российских авиакомпаниях в нулевые годы начался рост парка воздушных судов с одновременным его обновлением. Материальная и методическая база учебных заведений к этому оказалась не готова, и недостатки процесса подготовки летного состава авиакомпаниям пришлось решать самостоятельно. С тех пор мы привыкли действовать вне зависимости от обстоятельств и даже вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Подготовка пилотов у нас на высоком уровне. "Аэрофлот" входит в глобальный альянс SkyTeam и, значит, соответствует его стандартам, а также регулярно проходит аудит IOSA (IATA Operational Safety Audit).
Эксплуатируя самолеты зарубежного производства, "Аэрофлот" накапливал опыт, инструкторский состав, методики и современную техническую базу. Одним из первых в компании появился процедурный тренажер А320, имеющий мониторы с жидкокристаллическими матрицами большой диагонали типа touchscreen. На нем курсанты осваивают процедуры, выполняемые в пилотской кабине в ходе реального полета, и готовятся к действиям в аварийной ситуации, несмотря на то что вероятность такой ситуации в реальном полете крайне мала.
От редакции добавим, что школа "Аэрофлота" начинала работу с приема выпускников Ульяновского высшего летного училища гражданской авиации. Вчерашние курсанты менее чем за год становятся действующими пилотами с перспективой карьерного роста. Лицензии летчиков соответствуют требованиям ICAO (Международная организация гражданской авиации) и, соответственно, признаются во всем мире. Школа выпускает готовых пилотов, принимая кандидатов с минимальным налетом, и это уникальный опыт. Подготовка такого количества пилотов прямо после окончания учебного заведения практически не встречается ни в других учебных центрах, ни в других компаниях. При этом качество подготовки соответствует как требованиям самой авиакомпании, так и производителей зарубежной и российской авиатехники. К слову, обучение на иностранные самолеты ведется на английском языке.
За шесть лет АША, аккредитованная в IATA и UFTAA, стала крупнейшим на территории России и СНГ учебным центром по подготовке персонала для гражданской авиации и туризма. Она входит в топ-10 лучших авторизованных учебных центров IATA в Европе. Спектр учебных программ состоит из 159 курсов, сертифицированных Росавиацией. Имеется 45 направлений обучения, лицензированных департаментом образования Москвы. В распоряжении инструкторов и курсантов - крупнейший в Европе тренажерный комплекс на все типы воздушных судов, которые эксплуатирует "Аэрофлот". В школе также обучают бортпроводников. Есть программы повышения квалификации руководителей среднего и высшего звена, программы подготовки по авиационному английскому языку по стандартам ИКАО....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции