Life.ru
4 декабря 2017, 10:58
Дьявол в деталях. На российские вертолеты стали чаще ставить "серые" запчасти
Минтранс намерен выяснить, каким образом на воздушной технике оказываются контрафактные детали неизвестного происхождения, а также запчасти-двойники
По данным Лайфа, подведомственный Минтрансу НИИ Гражданской авиации провел аудит безопасности отечественных и зарубежных вертолетов. Результаты оказались печальными: на 183 вертолетах различных авиакомпаний нашлось 427 "серых" деталей, произведенных непонятно кем. Обнаружились целые серии "запчастей-двойников" (когда разные детали выпускаются с одинаковыми номерами и паспортами). В НИИ обратили внимание, что из-за этого невозможно контролировать жизненный цикл каждого узла: на скольких машинах он успел побывать и не истек ли срок эксплуатации. Минтранс потребовал участить по всей стране проверки запчастей и регулярно отчитываться наверх о результатах.
Последняя глобальная проверка НИИ Гражданской авиации (НИИ ГА) показала, что от четырех до шести процентов всех компонентов воздушных судов в стране - "контрафакт".
В эту категорию попадают и детали, которые отслужили свое, но по-прежнему стоят на самолетах и вертушках. Еще - те, которые были произведены или отремонтированы на заводах, не имеющих аккредитации от госорганов. Авиационщики называют такие компоненты "неаутентичными". Между тем самолеты и вертолеты регулярно падают именно из-за отказа того или иного узла, оказавшегося "леваком".
Об этом и пишет своим подчиненным в регионы начальник Управления поддержания летной годности Росавиации Валерий Кудинов. Лайф ознакомился с его письмом.
- Наблюдается рост неутвержденных и сомнительных комплектующих, поступающих со вторичного рынка, - пишет Кудинов. - По данным НИИ ГА, в первом полугодии 2017-го на 183 воздушных судах уже выявлено 134 неутвержденных и 293 сомнительных компонентов.
Под вторичным рынком подразумевается, что деталь пришла в авиакомпанию не с завода, а от других эксплуатантов или перекупщиков.
По этой части отличились две авиакомпании - "Газпром авиа" и "Аэрокузбасс". Их Кудинов даже упомянул в своем письме как пример - правда, отрицательный. В случае с газпромовской авиационной "дочкой" даже пришлось вмешаться прокуратуре, чтобы через суд добиться запрета эксплуатации опасных запчастей.
- В марте этого года Томский транспортный прокурор подал иск к предприятию "Газпром авиа" о запрете эксплуатации, - сообщил Лайфу источник, знакомый с ситуацией. - Компания представила на экспертизу 22 детали, из которых 10 были признаны сомнительными и неаутентичными.
"Аэрокузбасс" каким-то магическим образом поставил на свой Ми-8 такой же автомат перекоса (узел винта), который в то же самое время эксплуатировала "Алроса". На самом деле это были две детали с одинаковыми заводскими номерами - "близнецы".
Детали-двойники - отдельная головная боль у чиновников. Каждая запчасть имеет свой паспорт и номер, поэтому, если где-то всплывает деталь с тем же номером или одинаковыми документами, это говорит о фальсификации. В 2017-м детальных двойников в авиации стало больше на порядок.
- В апреле обнаружили массовую фальсификацию комбинированных агрегатов управления (гидросистем), которые ставят на вертолеты Ми-8, - сообщает источник в отрасли. - В эксплуатации находилось семь "двойников". На самих деталях перебиты номера корпусов, а техдокументация подделана.
Похожая по сценарию массовая фальсификация прошла и с шестью авиагоризонтами - это прибор, который показывает летчику положение самолета относительно горизонта. Нужен, чтобы летать в плохих метеоусловиях.
Финальная часть письма Кудинова сводится к тому, что авиакомпании, техники и чиновники на местах плевать хотели на проверки деталей.
- Все эти и другие случаи говорят о низкой эффективности работ по оценке аутентичности компонентов, если не сказать об их отсутствии, - пишет он.
И это при том, что статистика пишется кровью: в нулевых как минимум пять катастроф с самолетами произошли из-за неоригинальных деталей, которые перетирались, лопались или изнашивались.
Однако общая печальная картина нарисовалась по вполне объективным причинам, уверены в Росавиации. Из России ушло много иностранных заводов, снабжавших русскую авиацию новыми приборами и деталями.
- В последние годы в России сократилось производство отдельных комплектующих (для воздушных судов). Свернули связи с Прибалтикой, Украиной, чьи заводы производили достаточно много агрегатов для российских самолетов, - говорит другой чиновник от авиации на условиях анонимности. - Поэтому образовавшуюся нишу и занимает фальсификат.
Поэтому Росавиация требует поменять порядок работ. Каждый квартал материалы по каждой детали будут отправлять наверх, в центральный аппарат, для изучения и перепроверки. А чиновникам на местах наказали еще внимательно приглядывать за авиакомпаниями, чтобы не ставили на вертолеты что ни попадя....
Авторские права на данный материал принадлежат «Life.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции