Независимое военное обозрение
25 апреля 2003, 11:47
Все больше, и больше, и больше... зачем?
В частности, говорится, что в авиапромышленности удалось за счет германских технологий существенно повысить технический уровень новых самолетов и самого производства. В результате производительность возросла с 20 устаревших по тактико-техническим характеристикам машин в сутки в 1939-1940 гг. до 60 боевых самолетов новых конструкций в июле 1941 г.
Не очень понятно, как можно за неполные два года радикально обновить гигантский военно-промышленный комплекс (да даже и одну авиапромышленность). Отсчет надо бы вести по меньшей мере с 1929 г.
Уже по первому пятилетнему плану намечалось довести количество боевых самолетов до размеров, превышающих самолетный парк вероятных противников. А второй пятилетний план развития ВВС и вовсе предполагал достижение превосходства над ВВС вероятных противников, вместе взятых, и возможность ведения борьбы в воздухе с любой коалицией капиталистических государств. В итоге за счет напряженных усилий и больших затрат к 1937 г. парк ВВС увеличился в семь раз и составил 8139 боевых самолетов.
Однако этого показалось мало, и в 1939 г. на совещаниях руководства страны и ВС (состоявшихся в феврале, июне, сентябре) было решено начать строительство новых и реконструкцию действующих предприятий авиапромышленности, чтобы увеличить ее мощности в 1,5-2 раза, потому что возникло мнение, что мощности нашей авиапромышленности во столько раз уступают германскому показателю.
А в 1940 г. эти работы еще более форсировали. Достаточно сказать, что строилось 9 новых и реконструировалось 9 действующих самолетостроительных предприятий; строилось 6 новых авиамоторных и реконструировались все действующие. Напряжение было колоссальным. Весь комплекс намеченных предприятий предполагалось завершить до мая-июня 1941 г. При этом ассигнования на развитие авиационной промышленности в 1940 г. достигали 40% всего военного бюджета страны (который составлял во вторую пятилетку 47 млрд. руб., в 1938-1940 гг. - 119 млрд. руб.- т.е. на авиацию расходовалось до 25 млрд. руб. в 1940 г). 13 мая 1940 г. нарком обороны Тимошенко и начальник Генерального штаба РККА Шапошников направили письмо в Политбюро ЦК ВКП(б) с обоснованием необходимости перевода авиапромышленности на положение военного времени, мотивируя это тем, что все вражеские государства в основном отмобилизовали свою авиапромышленность. Основная задача - выпуск возможно большего количества боевых самолетов, чтобы сравняться с уровнем авиастроения Германии. Авиационная промышленность со второй половины 1940 г. фактически работала в условиях, приближенных к военным (и это при ее реконструкции и расширении). В целях проверки мобилизационной готовности гражданских предприятий им поручался выпуск небольших пробных серий самолетов, авиадвигателей и др. В первой половине 1941 г. темпы роста производства самолетов несколько снизились - в среднем в месяц 660 машин против 685 в 1940 г. (табл. 1). Это объясняется переходом на новые типы, трудностями реконструкции. Но уже в июле было выпущено 1807 машин, а в сентябре - 2329.
Таблица 1
Выпуск боевых самолетов в СССР (истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков) | ||||||
Год | 1936 | 1937 | 1938 | 1939 | 1940 | 1941-первая половина |
Объем, шт. | 2798 | 3432 | 4033 | 6460 | 8233 | 3950 |
Известно, что в 1935-1939 гг. количественный выпуск боевых самолетов в СССР был выше германского показателя почти в полтора раза. В 1940 г. в Германии было произведено 6470 боевых самолетов, в СССР - 8232. То есть воюющая страна выпускала самолетов меньше, чем мирная. А высшее советское руководство, вспомним, требует еще большего количества, чтобы "сравняться" с уровнем авиастроения Германии. В итоге в 1941 г. в Германии в среднем в месяц производилось 635 боевых самолетов, т.е. почти втрое меньше, чем в июле того же года в СССР.
А что толку? Практически вся авиапромышленность была утеряна в 1941 г. Уже в июле попал в угрожающее положение запорожский завод. Вскоре угроза нависла над таганрогским, бомбардировке подверглись воронежский и саратовский заводы. В октябре началась эвакуация московских заводов. В декабре 1941 г. выпуск боевых самолетов упал до самой низкой отметки за войну - 600 машин, т.е. снизился почти вчетверо по сравнению с сентябрем.
Парк советских ВВС к началу войны составлял 15 990 боевых машин, из которых 9917 (без авиации ПВО) находились на западном стратегическом направлении (7133 - в военных округах,1445 - в действующих флотах, 1339 - оперативно подчиненные самолеты дальней бомбардировочной авиации). Из них 59% - истребители, 31% - бомбардировщики, 4,5% - штурмовики, 5,5% - разведчики.
Германские войска, участвовавшие в нападении, располагали 1820 боевыми самолетами, из них 1160 - бомбардировщики и штурмовики. И еще 770 союзных. Общий парк боевых самолетов германских ВВС на 29 марта 1941 г. составлял 3583 машины, а к июню 1941 г. - 3836. Из них 1935 - бомбардировщики,1891 - истребители. Следовательно, в противоборствующих группировках (и по общему парку) превосходство по самолетам у советской стороны - 4,5:1. Только самолетов новых типов (1915 истребителей, 1310 легких бомбардировщиков, 450 фронтовых бомбардировщиков) у нас было больше, чем весь германский парк. В советских ВВС 59% составляли истребители, в германских - 45%. Это означает, что у нас усиливали оборонительное воздушное оружие.
За первый день боев было потеряно 1811 самолетов, из них на земле - 1489. ВВС Западного особого округа перед войной насчитывали вместе с дальней бомбардировочной авиацией 1825 самолетов. Действовавший против них 2-й германский воздушный флот - 1570 самолетов, из которых 900 боевых. К 1 июля 1941 г. ВВС Западного фронта располагали всего 120 исправными самолетами. К 10 июля 1941 г. в частях и соединениях фронтовой авиации действующей армии насчитывалось 2516 боевых самолетов. Их стало почти втрое меньше, чем к началу войны в западных военных округах. За первое полугодие войны с СССР германские ВВС потеряли 3945 боевых самолетов. Советские - 21 300 ед., из которых примерно 12 000 - новых типов. К декабрю 1941 г. в действующей армии имелось 2238 боевых самолетов (1289 новых типов), в резерве Ставки ВГК - 85 (84 новых типов), на дальневосточной границе - 2951 (185 новых типов). За это же время произведено 9777 ед.; 740 самолетов получено из США и Великобритании. Соотношение убыли советских самолетов с германскими потерями - 5:1. В ходе войны постепенно это соотношение менялось, но наши потери были больше германских по меньшей мере вдвое (табл.4). А кроме того, не будем забывать, что германским ВВС приходилось бороться с громадными силами ВВС США и Великобритании (табл. 2,3).
Таблица 2
Распределение сил ВВС Германии по театрам военных действий | ||
Театр военных действий | 1.1.1943 | 1.1.1945 |
Западный фронт Оборона рейха | 1445 | 1410 1225 |
Восточный фронт | 1530 | 1710 |
Другие ТВД | 855 | 505 |
Незанятые в операциях | 125 | 735 |
Всего | 3955 | 5585 |
Таблица 3
Количество боевых вылетов, произведенных ВВС США в период Второй мировой войны. | ||||
Год | Театр военных действий против Германии | Театр военных действий против Японии | ||
Боевых вылетов | Тоннаж бомб | Боевых вылетов | Тоннаж бомб | |
1941 | - | - | 212 | - |
1942 | 9750 | 612 | 16939 | 408 |
1943 | 234500 | 154120 | 132420 | 44680 |
1944 | 1137000 | 938950 | 272090 | 147026 |
1945 | 438100 | 455270 | 47570 | 306960 |
Таблица 4
Поставки боевых машин ВВС СССР и Германии в 1942-1943 гг. | ||
Год | 1942 | 1943 |
Производство в СССР | 19 772 | 28 205 |
Поставлено из США и Великобритании | 2585 | 6140 |
Всего поставлено советским ВВС | 22 307 | 34345 |
Производство в Германии | 11 137 | 18 813 |
Потери германских ВВС | 9823 | 17 490 |
Поэтому можно с полным основанием говорить о том, что предвоенные титанические усилия по развитию авиапромышленности и наращиванию парка ВВС оказались бессмысленными, разорительными, вредными. Все преимущество было утеряно сразу, и начинать пришлось "на голом месте"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции