Аргументы и факты
6 декабря 2017, 08:14
Летчик Сергей Богдан: "Важно настроиться с самолетом на одну волну"
Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ, начальник летной службы ОКБ Сухого Сергей Богдан отвечает на вопросы "АиФ"
Управлял истребителем Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ, начальник летной службы ОКБ Сухого Сергей Богдан.
- Игорь Черняк, "АиФ": Сергей, вы испытывали свыше 50 типов боевых самолетов. И как вам Су-35?
- Сергей Богдан: Он относится к поколению 4++. Чтобы было понятно: 4-е поколение - это Су-27, 4+ - это Су-30, оборудованный более продвинутым комплексом вооружений, а 4++ - это уже самолет в преддверии 5-го поколения, который имеет мощный комплекс боевого оборудования. Если по-простому, то при всем моем глубочайшем уважении к Су-27 могу сказать, что в сравнении с Су-35 - это как грузовик и легковой автомобиль.
- Чем же Су-35 лучше?
- У него новый локатор, который видит цель за несколько сот километров - и на земле, и на море, и в воздухе. Расширенная номенклатура вооружения - несколько десятков видов управляемых и неуправляемых средств поражения. Сложнейший комплекс обороны - и постановка помех, и активное противодействие ракетам, которые на тебя летят, плюс двигатель с управляемым вектором тяги. Все это обеспечивает высокую безопасность полета. Даже на минимальных скоростях самолет не сваливается в штопор. И пилотировать можно, не глядя в кабину.
Досье
Сергей Богдан. Родился в 1962 г. в Саратовской области. Полковник запаса. Заслуженный летчик-испытатель РФ. Начальник летной службы компании "Сухой". Испытывал 57 типов и модификаций самолетов. Производил первые посадки на авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" на Су-33. Осваивал Су-47 "Беркут" с обратной стреловидностью крыла. 29 января 2010 г. поднял в первый полет Т-50 (сейчас Су-57). Совершил больше 6000 полетов, 5800 часов в воздухе (240 суток). Из них на Су-35 - 700 часов. Неоднократно выполнял демонстрационные полеты на современных истребителях на авиашоу для представителей иностранных делегаций в РФ и за рубежом, в т. ч. в Алжире, Ливии, Венесуэле, Китае, Франции. Участвовал в перелете на истребителе без дозаправки в воздухе через Атлантический океан в Южную Америку. В свободное от полетов время играет в хоккей, болеет за воскресенский "Химик". В 2000 г. награжден орденом Мужества. В 2011 г. ему присвоено звание "Герой России".
Как летать вслепую
- То есть вы можете летать вслепую?
- Не совсем. Но в режиме ближнего воздушного боя летчик может заниматься исключительно наблюдением за воздушной целью. Допустим, системы нашли целеуказание - ему не надо смотреть на приборы, и это не приведет к ситуации, выход из которой потребует экстраординарных мер.
- Я слышал, Су-35 настолько умный, что даже ручка управления, если ее бросить, возвращается в первоначальное состояние и фиксируется.
- Дело вот в чем: во-первых, там есть автопилот, который управляет самолетом в режимах боевого применения. Но даже если бросить ручку и автопилот не включен, то существует так называемый режим "псевдоприведения к горизонту".
- Это как?
- На любом другом самолете, если летчик отвлекся и бросил ручку, самолет, как неуправляемый автомобиль, начинает куда-то смещаться, крениться, переворачиваться, что небезопасно. Здесь же он буквально за несколько секунд определяет своим интеллектом, что летчик им не управляет, и выходит в горизонтальный полет.
- На авиасалоне в Дубае эксперты говорили, что искусственный интеллект Су-35 сам определяет одну цель из нескольких и сам ее уничтожает.
- Да. Самолет способен увидеть более 30 целей и определить наиболее опасные - по критерию дальность плюс скорость сближения. После чего настраивает приоритетный ряд, который летчику самому просчитать сложно.
- Самые близкие?
- Цель может находиться дальше других, но она будет стоять в приоритетном ряду из-за того, что быстрее всех приближается. В итоге происходит одновременный обстрел наиболее опасных целей, которые определяет самолет. Если цели при этом начинают выполнять какой-то маневр для срыва атаки, самолет выстраивает другой приоритетный ряд - и опять же атакует наиболее опасные.
Наши самолеты семейства Су-27, которые стоят на вооружении ВВС Индии, Малайзии и других стран, на учениях постоянно "воюют" с самолетами стран НАТО. По статистике, худший вариант - когда они проигрывают 30% воздушных боев.
Сергей Богдан
- И как воспринимали Су-35 в Дубае коллеги-пилоты?
- У нас на всех авиасалонах очень добрые отношения. Мы прекрасно общаемся с теми же французами. С арабами подружились летом на МАКСе и здесь встретились тепло.
- А с американцами?
- С теми, кто прилетел в Дубай, познакомились. Они нам, насколько могли, показали свой самолет.
- Какой из них?
- F-22. С пилотами поговорили, обменялись сувенирами.
Хвостом вперед
- Правда, что Су-35 может хвостом вперед летать?
- Можно и так сказать. Я это демонстрирую при выполнении петли по типу кульбита. А на "Колоколе", когда произвожу торможение на горке, самолет как бы зависает и реально остается на месте.
- Кого вы считаете конкурентом Су-35?
- Конкурировать с ним может в принципе любой самолет - и 3-го поколения, и 4-го, но насколько успешно? Если брать возможности 1-1 или пара на пару - с Су-35 тяжело будет тягаться. Во-первых, очень мощный радар: если дуэльная ситуация, сходимся издалека, мы видим противника намного раньше. Если они нам ставят помеху, самолет в состоянии автоматически ее отстраивать, и все равно будет захват цели. С учетом того, что Су-35 имеет 12 ракет класса "воздух - воздух", мы на дальних рубежах можем пустить много ракет, и еще много останется.
Мы никогда не отзываемся о самолете восторженно, выполняем полеты, чтобы обнаружить как можно больше моментов, требующих корректировки.
Сергей Богдан
- Ну а если все же супостат уцелеет?
- Перейдем в ближний бой. Здесь, так как у нас высокая тяга, Су-35 длительное время будет сохранять высокую энергию - такова специфика аэродинамики. Но когда, в конце концов, эта энергия у обоих самолетов начнет гаснуть, мы переходим на те скорости, где уже актуально применение вектора тяги. И тут у нас мощнейшее оружие ближнего боя. Как, скажем, для любого снайпера неплохо иметь пистолет, штык-нож плюс владеть приемами рукопашного боя. И как только начинается ближний воздушный бой, тактическое преимущество у нас.
- Наблюдая за вашим пилотажем, многие обратили внимание, что Су-35 летал в ограниченном пространстве. И если другие уходили далеко за горизонт и терялись в дымке, то вы все время находились в поле зрения.
- Это показывает, что самолет обладает колоссальными характеристиками устойчивости и управляемости и способен демонстрировать маневры в непосредственной близости от земли и зрителей. И делает это безопасно. Другие сегодня тоже могут выполнить штопор, но на высоте 6-8 км, - а наш самолет делает его за 500 или даже 250 метров от земли. Разница очевидна.
- Если по-честному: в бою Су-35 с американским тяжелым истребителем F-22 кто победит?
- F-22 я точно не отдам предпочтения. И не потому, что так люблю Су-35. Я видел пилотаж F-22 в режиме сверхманевренности - наш Су-30 еще 10 лет назад демонстрировал куда более продвинутую программу. А с тех пор мы ушли далеко вперед. Кстати, не секрет, что наши самолеты семейства Су-27, которые стоят на вооружении ВВС Индии, Малайзии и других стран, на учениях постоянно "воюют" с самолетами стран НАТО. По статистике, худший вариант - когда они проигрывают 30% воздушных боев. А обычно выигрывают 90% или вообще побеждают "всухую".
Кто не боится высоты?
- Но неужели у Су-35 нет недостатков?
- Они есть у любого самолета. Задача летчиков-испытателей в том и заключается, чтобы их найти. Мы никогда не отзываемся о самолете восторженно, выполняем полеты, чтобы обнаружить как можно больше моментов, требующих корректировки. И все они должны быть устранены до постановки машины на вооружение. Недостатки есть у любого изделия, даже у "Майбаха", "Мерседеса" или "БМВ", - и это нормально. Но пройдет 10 лет, и будет создан другой самолет, с лучшими характеристиками. Каждое следующее поколение создается, чтобы устранять какие-то проблемные места и двигаться вперед.
Считается, что новую вещь из обмундирования нужно всегда облетать в менее серьезном полете. Если перчатки новые наденешь, то что-то произойдет. Или ботинки, комбинезон. Особенно ответственно - новый шлем надеть или кислородную маску.
Сергей Богдан
- Насколько мне известно, вы испытывали самый засекреченный самолет России 5-го поколения Т-50, он теперь называется Су-57. Он еще лучше, чем Су-35?
- Комплекс 5-го поколения, естественно, будет превосходить не только Су-35, но и все имеющиеся у нас образцы. Многих его качеств нет на предыдущих машинах. Прежде всего это низкая радиолокационная заметность плюс улучшенные свойства локаторов, еще более мощное оружие, новые двигатели.
- Когда он придет в войска?
- Не назову конкретной даты. Но уже сейчас могу сказать, что все основные задачи самолет в принципе закрывает, все технические решения подтверждены. Военные летчики-испытатели активно на нем летают, и даже два военных летчика-неиспытателя уже слетали - это тоже важный факт.
Что говорят самолеты?
- Вы суеверный человек?
- К сожалению, да. Как и все летчики. Например, считается, что новую вещь из обмундирования нужно всегда облетать в менее серьезном полете. Если перчатки новые наденешь, то что-то произойдет. Или ботинки, комбинезон. Особенно ответственно - новый шлем надеть или кислородную маску - ну это так, от лукавого. Есть еще традиционные моменты - например, перед полетом нужно осмотреть самолет. Казалось бы, ну зачем его осматривать, там такая масса людей работает, каждый отвечает за каждый сантиметр, - но все равно летчик должен подойти, осмотреть внимательно, походить вокруг - это идет такой настрой перед полетом. Для меня, допустим, очень важно погладить самолет, похлопать, как лошадь, по крупу, с ним на одну волну настроиться. В это время продумываешь полет, какие-то детали, настраиваешься.
Страх - это когда парализуется воля человека. А такого я на себе не ощущал, что меня начинает клинить, что не знаю, что мне делать от этого ужаса, просто идет колоссальный выплеск адреналина, но при этом голова понимает, что и как нужно делать.
Сергей Богдан
- В одном из интервью вы сказали, что боитесь высоты. Это была шутка?
- Отчасти. Высоты каждый нормальный человек в принципе должен бояться. Если встать на доску на высоте хотя бы 5 метров - уже неприятно, а если 10, 20, 50? Конечно, страшно. Но мне кажется, если человек чего-то боится, надо просто уметь себя преодолевать. А боязнь высоты - это же инстинкт самосохранения. Он должен быть у всех.
- А в полете когда-нибудь было страшно?
- А что такое страх? Это химия, выделение адреналина в стрессовой ситуации. Были моменты, когда резко вдруг понимаешь, что да, к сожалению, наверное, сегодня долететь не получится. Такое неприятное ощущение вроде досады. Но потом как-то это все проходило. И этот страх, адреналин, активно выделялся в некоторых нештатных ситуациях. Подобные ситуации в процессе работы - нормальная практика, у всех летчиков-испытателей это происходит. Но страх - это когда парализуется воля человека. А такого я на себе не ощущал, что меня начинает клинить, что не знаю, что мне делать от этого ужаса, просто идет колоссальный выплеск адреналина, но при этом голова понимает, что и как нужно делать. Как-то так. В общем, чувство, очень близкое к страху, приходилось испытывать. Всякое бывало, но пока, как говорится, Бог миловал.
- Еще я слышал, что вы со своими самолетами иногда разговариваете.
- Это было перед первым полетом на Т-50. Там вдруг появились какие-то вопросы и началась вибрация. Решили отложить вылет на несколько часов, надо было понять, что происходит. Самолет закатили снова в ангар, мороз был очень сильный, конец января. И как-то так случилось: до этого несколько месяцев он круглые сутки был облеплен людьми, человек 50 на нем висело, все кипело вокруг, а тут рядом никого не оказалось - народ, видимо, на обед ушел. Это было минут 10-15 - редкое явление перед подъемом самолета. Я подошел к нему, погладил, говорю: не бойся, все будет хорошо, слетаем мы с тобой и прилетим назад. Был такой момент. Это все-таки волнительное явление - подъем нового самолета.
- Если бы не авиация, какую бы профессию для себя выбрали?
- Не знаю. Я ведь ничего другого делать не умею, только летать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции