Коммерсантъ
13 декабря 2017, 09:43
На зиму и прибыль улетает
К концу года авиакомпании растеряют почти все заработанное
Операционная прибыль и выручка авиакомпаний РФ за январь-сентябрь выросли на 11,3%, до 24,5 млрд и 870 млрд руб. соответственно, рассказал "Ъ" глава Ассоциации воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. Пассажиропоток увеличился в среднем на 20%, что означает: перевозчики "выполнили больший объем работ, но за меньшие деньги", добавил он. Итоги полетов по РФ и за рубеж различаются: международные рейсы за девять месяцев дали прибыль 29 млрд руб. (за тот же период 2016 года - 22 млрд руб.), внутренние - показали убыток 4,8 млрд руб. против 1,7 млрд руб. в 2016 году.
"Финансовое состояние компаний серьезно поддержало снижение НДС на внутренних линиях с 18% до 10%",- говорит господин Тасун, добавляя, что из-за конкуренции перевозчики "не могут повышать тарифы до рыночного уровня, несмотря на возобновившийся спрос". Средняя цена билета на международных рейсах упала на 11%, до 14,5 тыс. руб., на внутренних осталась почти на уровне 2016 года - 7,5 тыс. руб. По мнению главы АЭВТ, с началом низкого сезона в четвертом квартале прибыль будет снижаться, но есть основания полагать, что результат за год "окажется с небольшим плюсом - на уровне 3 млрд руб.". Но этого недостаточно для поддержания финансовой устойчивости на фоне роста ставок аэропортовых сборов. В 2017 году более высокими темпами росли расходы на топливо - на 24%, на аэропортовое обслуживание - на 18%. В S7 "Ъ" подтвердили, что тарифы аэропортов растут, особенно с открытием новых терминалов.
Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев говорит, что стимулом для перевозок были невозвратные и безбагажные тарифы, открытие турецкого направления. Но четвертый квартал при росте цен на топливо, на обслуживание в аэропортах и при снижении доходности на внутренних линиях внесет коррективы в годовые результаты, считает эксперт.
АЭВТ беспокоит "несбалансированный рост стоимости регулируемых услуг при вводе новых аэровокзальных комплексов". Речь идет в первую очередь о новом аэропорте Платов в Ростове-на-Дону (введен в ноябре, инвестиции "Аэропортов регионов" составили 50 млрд руб.). Тариф ФАС на взлет-посадку в Ростове вырос в 1,5 раза, за пользование аэровокзалом - почти в пять раз, за авиабезопасность - втрое, за обслуживание пассажиров - в два-три раза. В АЭВТ считают, что пропускная способность Платова (до 5 млн пассажиров в год) избыточна, старым аэропортом в 2015-2016 годах пользовались не более 2,1 млн человек. В 2018 году введут терминалы в Перми, Саранске, Ростове, Калининграде, Красноярске, что "приведет к непредсказуемому росту аэропортовых расходов", считают в АЭВТ.
Источник "Ъ", близкий к "Аэрофлоту", говорит, что в Платове самые высокие сборы, даже выше, чем в Москве. Собеседника "Ъ" удивляет позиция ФАС, которая "требует не повышать цены на билеты и согласовывает резкий рост тарифов аэропортов". Но гендиректор лоукостера "Победа" (входит в группу "Аэрофлот") Андрей Калмыков отмечает, что перевозчику важна "суммарная эффективность полетов", которая складывается как из тарифов, так и из способности обеспечить минимальное время разворота самолета. "По данным АЭВТ, на рост расходов авиакомпаний в 2017 году влиял ряд факторов, и из них аэропортовый - не самый значительный",- подчеркивает директор по стратегическим коммуникациям "Аэропортов регионов" Евгений Красиков. По его мнению, рост сборов наблюдался только в аэропортах, где были введены инфраструктурные объекты. Но в Екатеринбурге (самый крупный аэропорт холдинга) сборы не росли с 2010 года, такая же ситуация во многих других городах. Господин Красиков считает, что говорить об избыточных мощностях неправильно: "Платов - это инфраструктура, не обременяющая авиакомпании, а дающая возможности для развития их бизнеса".
Исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин говорит, что основную долю в себестоимости перевозок занимают затраты на топливо, а рост аэропортовых тарифов "носит вынужденный характер и не имеет опережающей тенденции". В Домодедово заявили, что данные АЭВТ "не учитывают прямую зависимость между ростом натуральных показателей и затратами на обслуживание в аэропорту". Так, при росте пассажиропотока на 19,3% и перевозке грузов на 18,3% затраты на аэропортовое обслуживание выросли на 17%.
Замглавы ФАС Александр Редько пояснил "Ъ", что долгосрочные регулируемые сборы и тарифы для Платова установлены по методике и инвестпараметрам, утвержденным правительственной комиссией по транспорту, причем "заявка аэропорта была существенно оптимизирована ФАС". Господин Редько уверен, что "поскольку Ростов-на-Дону считается конкурентным с большим сетевым эффектом, то полностью на пассажиров переложить расходы не получится".
"Позиция операторов аэропортов понятна: в структуре издержек авиакомпаний их услуги действительно не занимают первое место",- отмечает господин Пантелеев. Но при мизерной рентабельности перевозчиков и минимального роста цен достаточно, чтобы загнать отрасль в убытки: цены на билеты не растут, потому что "весь удар принимают на себя авиакомпании, сталкивающиеся с эластичностью спроса"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
