Воздушный транспорт
30 апреля 2003, 13:17
Новое море в пятом океане
Что же из себя представляет эта новая структура, которую называют "новое море в Пятом океане"? На вопросы нашего корреспондента отвечает президент Объединенной федерации сверхлегкой авиации России, заслуженный военный летчик СССР, заслуженный тренер России Владимир Забава.
- Владимир Иванович, как и когда зародилось это достаточно новое для нас направление - сверхлегкая авиация?
- Наша организация не так молода, как может показаться на первый взгляд. СЛА России выросла из Федерации дельтапланерного спорта СССР, которая была создана еще в 1978 году. В 1992 году перерегистрировались и стали называться Объединенная федерация сверхлегкой авиации России. Это уже несколько другая организация - по масштабам, структуре, задачам. Начиналось все с конструирования и любительских полетов на дельтапланах, потом это стало уже видом спорта, который, несмотря ни на что, продолжал развиваться. В последние годы появились новые классы летательных аппаратов: параплан, дельталет, мотопараплан. А это уже и новые виды спорта. Причем конструируют и собирают эту технику сами спортсмены, в клубах. Это очень серьезная работа, требующая глубоких знаний аэродинамики, эксплуатационных вопросов техники. Некоторые наши клубы переросли даже в предприятия по производству такой техники. Например, "Красные крылья" в Таганроге, "Лилиенталь" в Харькове. Московский "Дельтаком" (при МГТУ ГА) выпускает дельталет "Поиск-06", это тоже разработка специалистов из наших клубов. Так что на сегодняшний день Объединенная федерация СЛА России - это уже самодостаточная структура общероссийского масштаба, где собраны лучшие силы в области создания и эксплуатации СЛА. У нас есть экспериментальный летно-исследовальский центр, десятки высококлассных экспертов.
- В международных соревнованиях участвуете?
- Конечно. У нас четыре сборных команды страны. Есть уже первые и чемпионы мира. Одна из наших главных задач - учебно-летная и спортивная работа с молодежью. В России прошло 11 чемпионатов "летающих подростков и юношей". Такого нет нигде в мире. Самому младшему парапланеристу - 8 лет. Были, конечно, дискуссии, разрешать детям заниматься этим видом спорта или нет. Я считаю, что запрещать - это хуже. Надо просто ситуацию контролировать и направлять в нужное русло. Кстати, дети в воздухе более дисциплинированны, чем взрослые. Если подросток знает, что необходимо надевать шлем, - он это выполняет беспрекословно.
- Пусть ультрамалая, но все-таки это авиация. Кто-то контролирует вас - нормативную базу, требования летной годности, допуски?
- Мы вплотную работаем с ГСГА. Правда, часто раздается критика в этот адрес, что, мол, там тормозят развитие СЛА, рогатки ставят. Но я с этим не совсем согласен. То, что мы в последние годы так развились, это же о чем-то говорит... Если бы мешали, мы бы не стали тем, кем стали. Наше развитие тормозит не ГС ГА, а новый Воздушный кодекс. Он неадекватен требованиям времени. Например, СЛА очень востребована в системе народного хозяйства и есть возможность зарабатывать деньги. Но, согласно Воздушному кодексу, сверхлегкая авиация отнесена к авиации общего назначения, которая, в свою очередь, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Только на безвозмездной основе. То есть, работать-то можешь, а денег не бери. Но мы же живем в условиях рыночной системы. Это раньше государство нас хорошо поддерживало, а сегодня денег на развитие нашего вида спорта никто не дает. А как нам развиваться? Как проводить соревнования? Знаете, какой у нас оклад тренера? Две тысячи. Рублей, естественно.
Значит, мы вынуждены сами себе зарабатывать деньги. Некоторые виды работ лучше пилотов СЛА никто не сделает, например, по обработке сельхозугодий. И наши спортсмены успешно там работают. Можно сказать, в обход закона. Но при этом люди делают очень хорошее и нужное дело. Да я бы ордена давал таким, как, например, Леша Кобызев из Волгограда - абсолютный чемпион России по дельтапланеризму и рекордсмен страны по качеству и объему выполненных авиахимработ. На него там просто молятся. Сколько он этих полей обработал... это же тяжелый труд. И заработанные деньги не в карман себе кладет - они идут на нужды клуба, для тех же детей, которые там занимаются, на организацию соревнований. Таких людей, как Леша, - патриотов в лучшем смысле этого слова, честных, сейчас уже не бывает.
- Какие еще работы можно выполнить на дельтаплане?
Дельталеты очень эффективно применяются в Татарии для контроля состояния энергосистемы, высоковольтных линий. Экипаж пролетает над объектом, осматривает его сверху тепловизором. Поскольку аппарат имеет возможность летать низко, видно все очень хорошо. В Удмуртии Виктор Гусев уже с десяток лет патрулирует нефтепроводы. Даже зимой! Эффективно сотрудничает с нефтяниками наш брянский областной клуб - проверяет большой участок нефтепровода "Дружба". В чем преимущество того же дельтаплана для такого вида работ? Увидел, например, нефтяное пятно - сел, осмотрел место аварии, сообщил диспетчеру координаты, полетел дальше. На чем еще так мобильно можно передвигаться? И аэродром не нужен. Кусок дороги в 150 метров и все. Если неисправность небольшая, можно тут же, на месте, ее устранить. Наши ребята разработали даже специальное устройство с химвеществом, позволяющим локализовать выброс нефтепродукта.
СЛА можно использовать в правоохранительных органах - для обследования местности, для борьбы с браконьерством. То есть, из чисто дельтапланерного вида спорта мы уже превратились в целую самодостаточную отрасль. Хотелось бы иметь возможность полнее использовать интеллектуально-методический, технический потенциал нашей федерации. А он у нас огромный. Мы могли бы сделать еще много полезного и для нашего вида спорта, и для решения многих экономических проблем, если бы не этот тормозной парашют - Воздушный кодекс....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции