Армейский сборник
30 апреля 2003, 14:20
"МиГи", бьющие в самое сердце
Во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. истребители-бомбардировщики - МиГ-23БН и МиГ-27 наносили удары по отдаленным нефтяным терминалам и морским целям в Персидском заливе (наиболее интенсивно - в 1986-1987 гг. в ходе так называемой "нефтяной войны"). Эффективность боевого применения иракской стороной разработок наших авиаконструкторов была довольно высока. Как и ущерб экономике Ирана, который оценили в 18, 6 млрд. долл. США. (Для сравнения: современный военный бюджет России ненамного превышает 9 млрд. долл.). Успешные действия иракской авиации существенно ограничили возможности иранцев по ведению наступательных военных действий и, в конечном счете, способствовали прекращению войны.
В небе Афганистана истребители-бомбардировщики МиГ-27 появились лишь осенью 1988 года. Это случилось 25 октября... Тогда на ВПП аэродрома Шинданд один за другим начали заходить самолеты, внешне напоминавшие истребители МиГ-23. Необычная форма носовой части их фюзеляжа вызвала живой интерес афганских летчиков, уже освоивших МиГ-21 и Су-20. Впрочем, эта новость "местного значения" вскоре стала международной, когда в начале ноября "Голос Америки" сообщил, что СССР ввел на территорию Афганистана новые высотные бомбардировщики МиГ-27...
Первоначально вызывало недоумение то, что самолет, специально созданный для поражения наземных целей, так долго ждал своей очереди, а его "старший брат" - истребитель МиГ-23, предназначенный для поражения в основном воздушных целей, - постоянно участвовал в боевых действиях в небе Афганистана. Тем более, что еще осенью 1985 года 134-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (апиб), вооруженный самолетами МиГ-27Д, планировалось перебросить через южную границу СССР...
Непосредственные участники описываемых событий объясняют эту задержку двумя основными причинами. В 1985 году у моджахедов на вооружении появились ПЗРК "Стингер", увеличившие потери среди советских самолетов и вертолетов. Система выброса пассивных помех КДС-23 на МиГ-27 надежно защищала машину от ракет с ТГСН при условии отстрела двух ИК-ловушек с интервалом не более 3 с при скорости полета 900 км/ч. Но при этом их запас (12 штук) обеспечивал безопасный полет на участке протяженностью всего 4, 5 км. В боевых условиях этого было явно недостаточно.
Кроме того, МиГ-27 имел ряд жестких ограничений по энергоемкости колес шасси, что не позволяло использовать его с горных аэродромов, особенно в летнее время. Впоследствии, после доработки, предельно допустимую скорость отрыва самолета удалось увеличить до 405 км/ч, а посадочную - до 360 км/ч.
Возможно, существовали и другие причины, хотя и двух перечисленных было вполне достаточно, чтобы не спешить с отправкой МиГ-27 в Афганистан без соответствующей доработки.
Дело затянулось почти на два года и лишь в 1987 году, в ходе регламентных работ, выполнявшихся силами ИАС полка и специалистов МАП, самолеты оснастили новой системой выброса пассивных помех ВП-50-60, имевшей 60 ИК-ловушек. Когда был подписан акт о завершении доработок - по полку поползли слухи о скорой командировке в Афган..
Решение о выводе войск из ДРА резко подняло роль авиации. Теперь ей предстояло практически полностью взять на себя функции прикрытия, ранее отводившиеся наземным войскам. Возросло и количество целей, поскольку противник опирался на крупные базовые районы, располагал обустроенными складами и мастерскими, убежищами и разветвленными системами огневых позиций.
Летчикам 40-й армии приходилось практически ежедневно наносить бомбово-штурмовые удары (БШУ) по заранее разведанным объектам. Помимо баз и лагерей моджахедов в поле зрения авиации оказались места привалов и разгрузки караванов, а также сами караванные тропы. Кроме того, под удары с воздуха попадали населенные пункты, дававшие приют мятежникам, и с территории которых был замечен пуск "Стингеров"...
В этих условиях командование ВВС приняло решение о замене штурмовиков Су-25 на аэродроме Шинданд на более эффективные в сложившихся условиях истребители-бомбардировщики МиГ-27. К тому же было просто непозволительно упустить возможность проверить в деле представителя наиболее многочисленного парка машин этого класса (на 1 января 1988 года из 40 полков ИБА на вооружении 22 стояли самолеты МиГ-27 различных модификаций).
Передислокации в ДРА предшествовала интенсивная программа подготовки летчиков к боевым действиям в горной местности, составленная с учетом накопленного боевого опыта. Особое внимание в ней уделялось отработке посадки с крутой глиссады и тактических приемов атак наземных целей в условиях противодействия ПЗРК "Стингер". Причем последняя "особенность" была вовсе не излишней предосторожностью. Так, по данным разведки, в 1987 году в отряды моджахедов поступило 600 ПЗРК. В первом полугодии нашим войскам удалось захватить только 102 комплекса. Увеличившаяся концентрация "Стингеров" загоняла наши самолеты все выше и выше. И уже к 1988 году при нанесении авиаударов руководящие документы запрещали летчикам снижаться менее чем на 5000 м, а полет по маршруту рекомендовалось выполнять на высотах 7000-8000 м.
На аэродроме Шинданд до переброски МиГ-27, помимо МиГ-21 и Су-20 афганских ВВС, базировались Су-17МЗ и Су-25 ВВС СССР. Регулярно совершали полеты и самолеты ВТА. Процедура захода на посадку была одинаковой для всех: на малой высоте, с полувиража. У летчиков 134-го полка это не вызвало особых затруднений, поскольку заходить с крутой глиссады было гораздо сложнее.
Порядок взлета имел единственное ограничение: до набора высоты 5000 м запрещалось выходить за пределы зоны безопасности аэродрома, имевшей радиус 5 км от центра ВПП. В итоге все самолеты "набирали эшелон" по спирали и уходили по заданному маршруту. Но для МиГ-27 с его высокой тяговооруженностью было сделано исключение: после отрыва летчики переводили машины в горизонтальный полет на высоте 5-10 м, убирали шасси, закрылки и разгоняли машину до 800 км/ч. После чего следовал "боевой разворот" и самолет с бомбовой нагрузкой 2000 кг и ПТБ емкостью 800 л к концу разворота на 180 градусов успевал набрать высоту 5500-6000 м, не выходя за пределы безопасной зоны. Афганские летчики не скрывали своего восхищения. А первоначально саркастические замечания наших коллег из соседнего полка (вроде "крокодилы прилетели") вскоре сменились на уважительные эпитеты в адрес МиГ-27 и их пилотов.
Тактические приемы атак наземных целей также пришлось придумывать и отрабатывать практически "на ходу". Запрет снижаться в районе цели менее чем на 5000 м заставил увеличить высоты ввода в пикирование с углами 30-45 градусов до 8500-10000 м. Это затрудняло обнаружение и распознание малоразмерных объектов. Об автоматической обработке прицельных данных не могло быть и речи, поскольку "математика" ПрНК-23 для бомбометания с пикирования ограничивалась высотой 5000 м. Углы прицеливания для применения бомб различных калибров и типов пришлось пересчитывать по баллистическим таблицам, либо определять экспериментально.
Днем полет к цели выполняли на высотах 10000 м и более при стреловидности крыла 30 градусов. В районе цели на снижении его увеличивали до 45 градусов, а после обнаружения цели самолет сваливали в пике полупереворотом с креном 120-160 градусов. Сброс бомб и выход из пикирования выполняли с расчетом, чтобы закончить маневр на высоте не ниже 5000 м.
Ночью истребители-бомбардировщики уходили на "свободную охоту" в заданном районе. Опасность обстрела "Стингерами" в темное время уменьшалась, что позволяло летать на различных высотах и наиболее полно и эффективно использовать возможности МиГ-27.
ДЛЯ ударов по целям применяли авиабомбы трех основных калибров: 100, 250 и 500 кг. Однако наибольшую популярность приобрели ФАБ-250М-62 и ФАБ-500М-62. Благодаря хорошим аэродинамическим характеристикам при сбрасывании на околозвуковых скоростях с больших высот на углах пикирования 30-45 градусов они летели словно ракеты. Во всяком случае, создавалось впечатление, что привычному относу и отставанию эти бомбы не подвержены.
Наиболее эффективным образцом вооружения, применявшимся с МиГ-27 в Афганистане, стали объемно-детонирующие авиабомбы. В частности, ОДАБ-500 и ОДАБ-500П успешно поражали живую силу, расположенную как открыто, так и в фортификационных сооружениях, в радиусе до 400 м от эпицентра.
В большинстве случаев на задания летали с подфюзеляжным ПТБ емкостью 800 л. При этом самолет нес четыре бомбы калибром 500 кг или шесть - калибром 250 кг. Реже применяли авиабомбы калибром 100 кг (в основном для минирования подходов к аэродрому базирования и караванных троп).
От боевой нагрузки пилоты предпочитали избавиться в первом заходе, поскольку следом подходили другие группы истребителей-бомбардировщиков. Кроме того, цели находились на большом удалении от аэродрома (иногда более 400 км -особенно в районе Кандагара) и запас топлива на обратный путь был минимален.
Бомбовый залп получался внушительным: за один вылет полк брал сотню бомб калибра 500 кг или
150-180 - калибра 250 кг. Суточный расход боеприпасов доходил до 100-150 т, и склады вооружения опустошались быстро.
Вообще авиабомбы в Афганистан завозили со всего Союза. А в Шинданде, помимо привычных образца 1954 года и 1962 годов, в ход пошел и "антиквариат" (в том числе с клеймами 30-40-х гг.!). Такие боеприпасы обладали неудовлетворительными баллистическими характеристиками при бомбометании на околозвуковых скоростях и с больших высот. Однако для ударов по площадным целям их баллистика оказалась приемлемой.
Однако их массовое использование поначалу тормозилось маленьким техническим нюансом: все они имели узел подвески из трех проушин, из-за чего их было невозможно подвесить на держатели современных самолетов. Однако любому оружейнику с афганской закалкой был известен секрет избавления от лишнего каленого стального ушка: его основание надпиливали и лихо сбивали этот "рудимент"... ударом кувалды. Так что приспосабливаться "на марше" к особенностям боевого применения приходилось не только летному составу, но и специалистам по авиационному вооружению.
Несмотря на начавшийся вывод войск - сворачивать авиагруппу в приграничных с Афганистаном районах не торопились. В случае возможного штурма Кабула 134 апиб был готов поддержать правительство Наджибуллы, для чего 4 февраля 1989 года перелетел на аэродром Калай-Мор в Туркмении.
Там и продолжалась подготовка авиаторов к боевым действиям. Однако штурмовать афганскую столицу оппозиция не решилась, применив свою обычную тактику: изнуряющие обстрелы и диверсии...
6 марта 1989 года политическое руководство нашей страны отказалось от поддержки своих сателлитов в Кабуле. После этого 134-й полк на своих самолетах без потерь вернулся в Жангиз-Тобе к безмерной радости родных и близких....
Авторские права на данный материал принадлежат «Армейский сборник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции