Красная звезда
7 мая 2003, 18:05
Высоты "Фазотрона"
Все истребители марки "МиГ", начиная с МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, а также Су-11, Су-15, Су-27, Як-25, Як-28, Ту-128 и другие оснащены бортовыми радиолокационными станциями (БРЛС) или системами управления вооружением (СУВ) разработки "Фазотрона". В их числе самый массовый в мире истребитель МиГ-21, один из лучших современных истребителей МиГ-29 и его модификации.
Доля БРЛС и СУВ разработки "Фазотрона" в общем количестве бортовых радиолокационных станций и систем управления вооружением истребителей России и стран СНГ составляет 82 процента, а истребителей мира - 30 процентов.
О том, что такие прочные позиции и солидная база на мировом рынке БРЛС истребителей могут быть с успехом использованы для поставки наших новых изделий, мы даже не подозревали, ибо она формировалась государством без нашего участия за счет военных поставок в социалистические страны и страны третьего мира. Поэтому, получив в 1988 году в числе первых предприятий ОПК право на ведение через "Росвооружение" внешнеэкономической деятельности, "Фазотрон" принял ряд энергичных усилий по завоеванию на внешних рынках активных позиций.
В 1988 году на "Фазотроне" был создан отдел внешнеэкономических связей (ОВЭС), в апреле 1989 года была получена лицензия Министерства ВЭС СССР на право осуществления внешнеэкономической деятельности по продукции гражданского назначения. В том же году "Фазотрон" стал членом Торговой палаты СССР. Внешнеэкономические связи по поставке военной техники осуществлялись через государственные внешнеторговые организации, а по поставке гражданских изделий - через посреднические коммерческие предприятия и путем установления прямых связей.
Именно в это время к нам пришло понимание возможностей использования сформировавшегося в годы СССР сегмента мирового рынка БРЛС истребителей и было принято довольно смелое решение - за счет собственных ресурсов и средств без привлечения сторонних инвестиций разработать базовые БРЛС, используемые для модернизации основных типов имеющихся за рубежом отечественных истребителей.
В течение 1992-1995 годов были разработаны новые базовые БРЛС "Копье", "Жук", а позже ряд их модификаций "Жук-МЭ", "Жук-МСЭ", "Жук-МФЭ", "Копье-М", "Копье-Ф" и другие, которые могут быть использованы для модернизации истребителей МиГ-21, МиГ-23, МиГ-23МЛ, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-29С, МиГ-33, Су-22, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-35 и других самолетов, существенно повышая их многофункциональность, в частности обеспечивая работу по наземным и надводным целям. В то же время созданы три модификации вертолетных РЛС для вертолетов Ка-52, Ка-27.
При этом эффективность боевого применения истребителя и вертолета возрастает в 2-6 раз при затратах примерно в 10 раз меньших, чем при покупке современного самолета с аналогичными характеристиками.
Наши новые БРЛС были неоднократно продемонстрированы на многочисленных авиасалонах и выставках, а также прорекламированы ведущими отечественными и международными журналами. "Фазотрон" и его продукция стали хорошо известны потенциальным заказчикам и конкурентам, в результате чего был заключен ряд контрактов через "Росвооружение" с КНР, Индией, Италией, Сингапуром и другими странами.
"Росвооружение" совместно с Нижегородским авиазаводом "Сокол" и "Фазотроном", РСК "МиГ" и ГосНИИАС выиграли конкурс на крупный заказ по модернизации МиГ-21 для индийских ВВС, основой которой является БРЛС "Копье". В настоящее время "Фазотрон" серийно изготавливает и регулярно поставляет за рубеж партии новейших многофункциональных радаров и систем управления вооружением и обороной (СУВО) для ударных самолетов.
Успешно завершены испытания БРЛС "Жук" в составе китайского истребителя F8-IIМ, подтвердившие заявленные характеристики БРЛС. Использование радара в несколько раз повышает боевую эффективность самолета. Завершены летные испытания БРЛС "Жемчуг" для китайских истребителей. Китаю также поставляются партии щелевых антенных решеток и радиолокационных передатчиков. Несколько стран предполагают использовать российский вертолет Ка-28 с радаром "Копье-А" для выполнения обзорно-ударных функций обеспечения охраны береговой линии. "Фазотрон" выполняет несколько контрактов, в том числе по поставке щелевых антенных решеток для одной из европейских стран. РСК "МиГ" и Корпорация "Фазотрон-НИИР" разработали свою концепцию модернизации истребителя МиГ-29 на основе нового радара "Жук-МЭ". Это традиционный подход мировой практики, который показывает, что модернизировать ударный авиационный комплекс, оснащенный радаром, с должным качеством и в короткие сроки могут только их разработчики с помощью нового радара. Уже имеются соглашения с некоторыми странами по выполнению подобных работ.
Сохранить и усилить завоеванные корпорацией "Фазотрон" позиции на мировом рынке бортовых радиолокационных систем истребителей можно лишь при условии непрерывного повышения их технического уровня с учетом тенденций, определяющих облик систем будущих поколений.
Учитывая, что срок службы планеров отечественных самолетов, отличающихся высокой прочностью и надежностью, составляет 40-45 лет, а боевые задачи, стоящие перед ними, постоянно и существенно усложняются, требуется неоднократная модернизация его радиоэлектронного комплекса и оружия (каждые 10-15 лет), основой которой являются радиолокационные системы. Поэтому созданная "Фазотроном" комплексная унифицированная система разработки и изготовления радаров и СУВО позволяет сравнительно легко и быстро адаптировать их в различных классах летательных аппаратов. Это дает возможность экономично и динамично в кратчайшие сроки провести модернизацию подобных авиационных комплексов, а также регулярно обеспечивать их эксплуатационное обслуживание. При этом тактико-технический уровень системы увеличивается до поколения от "4" до "4++". Сегодня "Фазотрон" является единственной корпорацией нашей страны, осуществляющей силами своих 25 дочерних предприятий разработку, серийное изготовление, поставку и эксплуатационное обслуживание новых радаров и СУВО.
В значительной степени благодаря средствам, полученным от внешнеэкономических поставок, "Фазотрону" удалось не только сохранить ведущую часть коллектива, создать корпорацию из 25 дочерних предприятий, филиалов и обособленных предприятий, но и использовать часть этих средств на опережающие НИР и ОКР, в первую очередь в интересах обороны России.
Таким образом, ВТС с инозаказчиками создает новые рабочие места внутри России, позволяет поддерживать и развивать самые передовые и наукоемкие технологии, укрепляет сотрудничество и содружество со многими странами и регионами. А главное - позволило создать и расширяет комплексную систему разработки и изготовления радаров и СУВО, проверенных серийным изготовлением и всеми видами испытаний.
Корпорация "Фазотрон-НИИР" готова при необходимости в самый короткий срок и с минимальными затратами провести модернизацию парка отечественных ударных самолетов, доведя их до класса "4+", "4++", что немаловажно для укрепления боеготовности частей ВВС. Сегодня специалисты нашей корпорации работают над созданием новых наукоемких технологий, позволяющих достойно конкурировать на внешнем и внутреннем рынках, в частности над созданием активной фазированной антенной решетки для отечественного истребителя 5-го поколения, рабочий образец которой будет создан в 2004 году....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции