Коммерсантъ
29 декабря 2017, 08:01
Жесткая посадка на старые грабли
В этом году стало понятно, какой длины память у российских авиавластей - меньше двух лет
"Сколько багажа я могу пронести с собой на борт или зарегистрировать?" - в минувшем году этот простой и в то же время неожиданный вопрос я, как авиационный автор, слышала чаще всего от коллег и друзей. Пару лет назад для ответа можно было даже не задумываться: правила оставались стандартными и едиными для всех. Но в этом году возникли варианты - на протяжении многих месяцев вся отрасль решала судьбу багажа и ручной клади, от которой напрямую зависит "доступность авиабилетов". Минтранс, Совет федерации, Росавиация, руководство авиакомпаний спорили о том, что можно проносить на борт дополнительно к ручной клади, забывая то лекарства, то ноутбуки, то фотоаппараты.
Безусловно, все это очень важные вопросы, что подтверждает и широкий общественный резонанс. Но за деталями отличий дамской сумочки от мужского дипломата чиновники не различили (будем все же надеяться, что неумышленно) "первый звоночек", предвещавший уход с рынка "ВИМ-Авиа" - она фактически сорвала начало летней чартерной программы. Но на задержки и отмены чартеров уже давно привыкли смотреть сквозь пальцы и чиновники, и даже пассажиры, к ежегодным сбоям "ВИМ-Авиа" в летний сезон тоже привыкли. Внимание других участников рынка отвлекло долгожданное возобновление роста перевозок и открытие Турции, да и многие на уход "ВИМ-Авиа" смотрели скорее благосклонно, поскольку интересовались рынком полетов в Китай, на котором она работала.
В результате, когда ситуация вокруг "ВИМ-Авиа" привлекла внимание, было уже слишком поздно. Очередная катастрофа на рынке подтвердила: финансовые проблемы авиакомпаний выходят на поверхность, только когда контрагенты не дают в долг, пассажиры не могут улететь, а руководители успевают выехать за границу. А также доказала полную несостоятельность того, что российские власти (в том числе после краха "Трансаэро") называли работающей системой финансово-экономического контроля перевозчиков. Даже в открытом публичном пространстве наблюдения за ее работой выглядят театром абсурда: летом 2016 года Росавиация сурово ограничивала полеты IFly (спустя год развозила пассажиров рухнувшей "ВИМ-Авиа") на фоне безнаказанных массовых задержек той же "ВИМ-Авиа".
Научит ли чему-то чиновников второй за два года крупный крах на авиарынке? Окажется ли теперь отрасль под реальным контролем - например, после того как осенью министр транспорта Максим Соколов получил от президента представление о неполном служебном соответствии?
Участники рынка скептичны: "В отдельных ситуациях, например связанных с урезанием чартерных программ, гайки будут закручиваться без сожалений, но вряд ли это добавит устойчивости компаниям". Одним из факторов риска авиаторы называют самое ожидаемое событие года - возвращение российских туристов и перевозчиков в Египет: "Здесь важно не увлечься пополнением парка самолетов и вдумчиво открывать чартеры".
Адекватного механизма финансового контроля не видит просто никто, в то время как финансовых проблем у авиакомпаний будет только прибавляться. Например, в 2017 году открыто рекордное число новых и реконструированных аэропортов - в Перми, Тюмени, Красноярске, Анапе, Ростове, продолжаются проекты модернизации в других городах. Цена аэропортовых услуг резко растет, чиновники разводят руками. Собственно, вариантов у отрасли остается немного, и главный из них - оставаться диким рынком, на котором выживает самый сильный и приспособленный, а за ошибки расплачиваются конкуренты и пассажиры. По крайней мере никто из владельцев или руководства рухнувших авиакомпаний еще никакой ответственности за это не понес....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 2, 2024
Аэрофлот с 1 мая открывает продажу субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 2, 2024
В аэропорту "Якутск" новый рейс Казань - Якутск авиакомпании Nordwind встретили водяной аркой
Май 2, 2024
Сомон Эйр открывает рейс из Худжанда в Урумчи
Май 2, 2024
Из аэропорта Сочи в Анталью вместе с Southwind Airlines