АвиаПорт.Ru
5 мая 2003, 15:09
МАКС: страницы истории
На прочном фундаменте
История авиавыставок и праздников в России уходит в начало века, когда нашу страну охватил авиационный бум. Дирижабли и аэропланы, тогда бывшие в диковинку даже в столицах, впервые были собраны и продемонстрированы публике в 1911 году: тогда в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге прошла Первая Международная воздухоплавательная выставка, на которой были представлены достижения авиации России и других стран. С тех пор проведение авиационных смотров и праздников стало доброй традицией. В Советской России начиная с тридцатых годов воздушные парады стали неотъемлемой частью общественной жизни. В дни проведения парадов небо над Красной площадью заполнялось десятками новейших самолетов: истребителей, бомбардировщиков, гражданских машин. Однако, наиболее масштабные праздники проводились на аэродроме в Тушино: на фотографиях тех пор видно, что едва ли не половина всего населения столицы собиралась на поле, занимая каждый клочок земли и буквально облепляя крыши близлежащих домов.
С наступлением реактивной эры воздушные парады над Красной площадью прекратились и все новинки отечественной авиационной промышленности можно было увидеть во время праздничных показов, посвященных Дню Воздушного флота, проходивших в Тушино. Эта славная традиция продолжается и по сей день. Однако ограничения, накладываемые плотной застройкой городских кварталов, сделали невозможным проведение масштабного воздушного шоу. В 1968 году была проведена авиационная выставка в Домодедово, однако своего авиасалона в СССР тогда так и не появилось.
Начало эры МАКСа
В начале 90-х годов группа энтузиастов подняла вопрос о проведении национальной аэрокосмической выставки, которая продемонстрировала бы лучшие достижения нашей державы. Несмотря на произошедший распад СССР, 27 сентября 1991 года расширенная коллегия Министерства авиационной промышленности с участием руководителей ВВС, Министерства гражданской авиации и других ведомств приняла решение о проведении в 1992 году авиационно-космической выставки "Мосаэрошоу". И летом 1992 года, в период с 11 по 16 августа, на аэродроме Летно-исследовательского института имени М. Громова впервые состоялась Международная специализированная авиационно-космическая выставка. Начало было положено: 203 российских и зарубежных предприятия представили 114 летательных аппаратов. Выставку посетили около 300 тыс. человек.
С 31 августа по 5 сентября 1993 года прошел Первый Международный авиационно-космический салон МАКС-1993, который стал логическим продолжением "Мосаэрошоу-92". Выставка проводилась на двух территориях - в Выставочном комплексе на Красной Пресне и на территории ЛИИ им. М. М. Громова, что было неудобно для посетителей. Тогда стало окончательно ясно, что подмосковный город Жуковский является наиболее подходящим местом для проведения российского авиасалона мирового уровня. На его территории расположены многие научно-исследовательские центры, опытно-констукторские бюро и предприятия, среди которых: Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Жуковского (ЦАГИ), Летно-исследовательский институт имени Громова (ЛИИ), Экспериментальный машиностроительный завод имени Мясищева (ЭМЗ), Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП) и Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (НИИ АО). Было принято решение проводить выставку регулярно, раз в два года, по нечетным годам.
В дни работы салона на базе городских научных организаций были проведены международные симпозиумы по актуальным проблемам развития авиации и космонавтики. Участниками салона стали 260 компании, в том числе 82 зарубежные фирмы, а число посетителей превысило 400 тыс. человек.
Очередной салон - МАКС-95 - был проведен в период с 22 по 27 августа 1995 года. Он подтвердил правильность выбранной стратегии развития: ведь именно в Жуковском расположена самая большая в Европе взлетно-посадочная полоса, что позволило организовать прием всех видов воздушных судов и провести демонстрационные полеты. Этот год стал одним из важнейших в истории МАКСа - в соответствии с указанием Президента России аэродром Летно-исследовательского института имени М. Громова стал постоянным местом регулярного проведения аэрокосмических салонов. МАКС-95 окончательно определил место проведения, периодичность и стратегию развития салона.
Объединение всех экспозиций на одной территории позволило существенно улучшить обслуживание участников. Организационный комитет и дирекция МАКС-95 провели широкомасштабные работы по развитию инфраструктуры выставки. Были построены 12 новых стационарных шале общей площадью 2 400 кв. м. К началу выставки были введены в строй 2 современных павильона площадью 3 600 кв. м, в результате общая выставочная площадь в павильонах достигла 22 000 кв. м.
С 19 по 24 августа 1997 года проходил МАКС-97, получивший от Президента России статус национальной программы. В ходе его подготовки были проведены широкомасштабные работы по расширению и совершенствованию инфраструктуры выставочной и демонстрационной зон. Международный авиационно-космический салон представил в распоряжение участников 25 000 кв. м в павильонах, 160 000 кв. м открытых площадей и стоянку для статического показа, вмещающую более 200 летательных аппаратов. В МАКС-97 приняло участие около 400 аэрокосмических фирм и организаций из 24 стран мира. В ходе выставки было продемонстрировано более 150 летательных аппаратов и выполнено 382 показательных полета. В 1997 году выставку посетили 500 тысяч человек.
МАКС-99, прошедший с 17 по 22 августа 1999 года, открыл участникам и гостям новые перспективы: общая площадь оборудованного выставочного пространства увеличилась до 30 000 кв. м. Одновременно расширились возможности пресс-центра, появились новые площадки для презентаций и делового общения. Усилия организаторов и устроителей салона были вознаграждены: МАКС-99 побил рекорды предшественников по числу участников и посетителей.
Первый авиасалон нового тысячелетия, МАКС-2001, по количеству участников превзошел все предыдущие выставки. Дирекции салона удалось значительно увеличить площади выставочного комплекса. В 35 павильонах и 52 шале разместились экспозиции и представительства 537 участников, в том числе 115 иностранных компаний из 34 стран мира. На салоне было показано более 160 летательных аппаратов и выполнено более 300 демонстрационных полетов. Мероприятия салона, который открыл Президент России В. Путин, освещали более 1 200 журналистов, представлявших более 400 печатных и электронных СМИ. Широкому обмену научной и технической информацией способствовали симпозиумы и конференции, в которых приняли участие ученые из 16 стран. В общей сложности в период с 14 по 19 августа 2001 выставку посетили более 660 000 человек, что превзошло показатели и Ле Бурже, и Фарнборо.
Что МАКС грядущий нам готовит?
Свое первое десятилетие МАКС отметил в августе 2002 года по деловому: процесс подготовки очередного авиасалона МАКС-2003 начался фактически сразу по завершении предыдущей выставки. По поручению Правительства РФ Российское авиационно-космическое агентство проведет с 19 по 24 августа 2003 года очередной смотр достижений аэрокосмической отрасли. Организатором авиасалона в Жуковском выступает Правительство Российской Федерации. В оргкомитет МАКСа входят руководители министерств и ведомств, ведущих научно-производственных центров авиационно-космической отрасли.
В работе МАКС-2003 примет участие свыше 500 компаний из более чем 30 стран мира. Отечественные и зарубежные фирмы представят летательные аппараты всех типов и назначений, ракетные системы, космические аппараты, авиационные и ракетные двигатели, бортовое и наземное оборудование для самолетов и вертолетов, системы навигации и управления полетом. На выставке расширятся экспозиции авиационного и ракетного вооружения, комплексов ПВО, будут представлены системы связи, вооружение и военная техника сухопутных войск и ВМФ....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 12, 2025
Аэрофлот и Русское географическое общество создали путеводитель по 10 регионам России
Ноябрь 11, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за октябрь 2025 года
Ноябрь 12, 2025
В Самарском университете им. Королева разработали технологию, повышающую надежность напечатанных деталей для авиации
Ноябрь 12, 2025
Роскосмос: спецрейс для наблюдения Геминид пройдет в ночь на 14 декабря