Континент Сибирь
12 мая 2003, 14:20
Владимир Тасун: "Проблемы остаются"
- С какими предложениями Западно-Сибирское управление гражданской авиации выступит на конференции?
- Нужно создать рыночное поле, чтобы все авиационные перевозчики работали в одинаковых условиях. Пока у нас есть авиапредприятия, которые объединяют и авиакомпанию, и базовый аэропорт, как, например, "Красноярские авиалинии" или "Хабаровское авиапредприятие". В результате нарушается принцип доступности других авиакомпаний к сервисным услугам. Пока не будет упорядочен этот рынок, бесполезно говорить о проведении реформ в системе гражданской авиации и о развитии аэропортовой сети.
Предполагается обсудить вопросы управления государственной собственностью, которая находится в акционерных обществах и эксплуатируется ими зачастую вне законодательного поля. Мы предлагали реализовать проект создания государственного унитарного предприятия "Аэропорты Западной Сибири" на базе шести западно-сибирских аэропортов. Предполагалось, что они возьмут на баланс госимущество, будут осуществлять за ним контроль и поддерживать его в эксплуатационном состоянии. И хотя наши предложения и в Минтрансе, и в Минимуществе были приняты благосклонно, проект до сих пор так и не реализуется.
Еще одна проблема - отсутствие техники, обеспечивающей региональные авиаперевозки. Самолеты типа Як-40 и Ан-24 уже неэффективны в эксплуатации. Сегодня оптимальный вариант для этого рынка - самолеты типа Ил-114, производящиеся в Ташкенте, а также Ан-140, выпускаемый в Харькове. Однако они стоят от $6,5 млн до $8 млн, и ни одна компания местных авиалиний не может позволить себе такую технику. Те же вопросы обновления парка актуальны и для "большой" авиации. Самолеты Ту-154, Ил-86 и Ил-62 выработали свой ресурс. А новых Ту-204 во всей стране не более десяти.
- В начале этого года в интервью "КС" представитель авиакомпании "Сибирь" в Китае Владимир Сегедин говорил о том, что "Сибирь" намеревалась приобрести несколько самолетов у китайских перевозчиков.
- Еще в начале 90-х годов Синьцзянская авиакомпания приобрела пять самолетов Ту-154 в Самаре и три Ил-86 в Воронеже. В прошлом году все российские самолеты в Урумчи были сняты с линий, и все китайские авиакомпании в соответствии с европейскими требованиями перешли на Boeing. Однако, думая о перспективах, руководство авиакомпании не считает, что приобретать и ремонтировать бывшую советскую технику, выведенную из эксплуатации в Китае, выгодно. Не факт, что в ближайшее время Китай, как и Европа, не закроет свое воздушное пространство для "шумных" российских самолетов. Тем более что у авиакомпании ожидается напряженное лето. Например, из-за атипичной пневмонии отменены чартеры в Китай; значительно снизился пассажиропоток в Египет из-за военных действий в Ираке. Сейчас у "Сибири" достаточно большой парк самолетов. Кроме того, компания решает более актуальный вопрос по освоению Airbus.
- Как вы относитесь к проекту авиакомпании "КрасЭйр" по приобретению самолетов Boeing?
- Есть сильное сомнение в возможности реализации этого проекта. Учитывая финансовое положение, в котором сейчас находится "КрасЭйр", у меня нет пока уверенности в том, что они смогут оснастить "Боингами" свой авиапарк. Компания "КрасЭйр" уже неоднократно приступала к подобным проектам. Например, у них был самолет DC-10, который совершал рейсы в Америку. Но в силу неподъемных лизинговых платежей руководство "КрасЭйр" вынуждено было отказаться от этого проекта. Также неясна ситуация с самолетами MD-83, которые "КрасЭйр" намерена взять у авиакомпании Germania на определенных условиях. Схема ввода красноярцами на российский рынок восьми иностранных самолетов абсолютно непонятна.
- Как решается вопрос о создании сибирской лизинговой компании на базе "Новосибирск Авиа", "ТомскАвиа" и авиазавода N 401?
- Схема создания этой лизинговой компании достаточно простая. Сегодня на территории Западной Сибири много вертолетов Ми-8, которые выработали свой ресурс. Потребителей, готовых взять эти вертолеты в лизинг, также много. Поэтому руководство Новосибирского авиаремонтного завода вышло с предложением - скупить вертолеты, отремонтировать их и запустить в лизинг. Чтобы реализовать этот проект, нужен стартовый капитал (5 млн евро). Без этих средств невозможно отремонтировать вертолет, который можно было бы сдать в лизинг. Но денег нет, так что, к сожалению, дальше намерений дело не идет - подписан лишь пакет документов. Конечно, лизинговая компания может взять сумму у банков под гарантии правительства. Но на большие кредиты надеяться не приходится.
- 29 апреля должны были завершиться переговоры между руководством авиакомпании "Сибирь" и представителями международной финансовой корпорации IFC. Чем вызвано стремление авиакомпании привлечь иностранные инвестиции?
- В основном это связано с тем, что авиакомпанию не устраивают условия обслуживания самолетов и пассажиров в нынешнем аэропорту "Толмачево". У авиакомпании есть свои предложения по развитию аэропорта. "Сибирь" исходила из того, что аэропорт может стать привлекательным авиаузлом между Юго-Восточной Азией и Европой для российских и иностранных компаний. Иностранные консультанты, которых пригласила "Сибирь", предложили строить новый терминал и привлечь для этого ресурсы западных инвесторов. Международные банки готовы дать деньги. Но на особых условиях. Например, они хотели бы принять участие в руководстве аэропортом на определенный период времени, обеспечив себе гарантии по возврату средств. Эти схемы пока слабо воспринимаются в Минтрансе и Минимуществе РФ. Однако очевидно, что за счет собственных финансовых средств провести строительство нового терминала и реконструкцию аэропорта невозможно. Хотя бы потому, что чистая прибыль аэропорта "Толмачево" за прошлый год составила немногим больше $2 млн, а на строительство нового терминала надо $150 млн.
- Как вы оцениваете ситуацию с выборами гендиректора аэропорта "Толмачево"?
- Шумиха вокруг кандидатуры первого заместителя гендиректора авиакомпании "Сибирь" Александра Виндермута, который якобы намерен обанкротить аэропорт, явно надумана. Кандидатуры гендиректора аэропорта Кемерово Максима Андроханова и Александра Виндермута нам понятны - мы знаем, как эти люди могут работать. Но мне не очень ясны причины выдвижения Владимира Односторонцева, так как компания "АэроБратск", генеральным директором которой он является, сегодня находится в тяжелой финансовой ситуации. Приход такого руководителя в "Толмачево" вызывает настороженность. Однако механизм выборов зачастую субъективен. Мы не знаем, кто с кем о чем может договориться. Контрольный пакет акций аэропорта находится у государства, и если государство поручит своему представителю голосовать за конкретного человека, то это сложно назвать выборами.
- Каких конкретных результатов вы ожидаете от конференции "Транспортная стратегия России"?
- Подозреваю, что мы проведем еще одну конференцию, на которой обсудим большие проблемы, примем программный документ, и на этом все закончится. То, что обратим внимание на проблемы, неплохо. Хотя если все время говорить "халва", во рту слаще не станет.
Показатели деятельности авиапредприятий по СФО в I квартале 2003 года
| Западно-Сибирское МТУ | Красноярское МТУ | Восточно-Сибирское МТУ | Сибирский федеральный округ | |||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| I кв. 2003 г. | % | I кв.2003 г. | % | I кв.2003 г. | % | I кв.2003 г. | % | |
| Пассажирооборот, млн пкм | 1462,6 | 130,5 | 671.3 | 102,6 | 68,1 | 138,4 | 2202 | 120,7 |
| Перевезено пассажиров, тыс. чел. | 541,2 | 140,8 | 245,2 | 99,5 | 43,15 | 115,5 | 829,55 | 124,1 |
| Отправлено пассажиров из аэропортов, тыс. чел. | 245,9 | 107,3 | 165 | 100,9 | 108,9 | 113 | 519,8 | 106,3 |
| Финансовые показатели (оперативно) | I кв.2002 г. | I кв.2003 г. | I кв.2002 г. | I кв. 2003 г. | I кв.2002 г. | I кв.2003 г. | I кв. 2002 г. | I кв.2003 г. |
| Доходы, млн руб. | 1972 | 1986 | 1170 | 1337 | 207,2 | 221,5 | 3349,2 | 3544,5 |
| Прибыль (убыток), млн руб. | -82,7 | -24,1 | -347 | -253,3 | -43,4 | -15 | -473,1 | -292,4 |
| Дебиторская задолженность, млн руб. | 3034 | 2960,1 | 1394 | 1683 | 221,3 | 176,8 | 4649,3 | 4819,9 |
| Кредиторская задолженность, млн руб. | 2525 | 1889,1 | 3662 | 3372 | 1233,9 | 546,5 | 7420,9 | 5807,6 |
Авторские права на данный материал принадлежат «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2025
ФАС выдала "Победе" предписание из-за рекламы банковских вкладов на борту
Декабрь 23, 2025
Туристы жалуются, что Turkish Airlines перестала бесплатно кормить на пересадках в Стамбуле
Декабрь 23, 2025
Транспортная прокуратура оштрафовала авиакомпанию "Полярные авиалинии"
Декабрь 23, 2025
Газпром подключил к газу котельную аэропорта Благовещенск в Приамурье
