Красная звезда
15 мая 2003, 12:04
Найти и спасти
- Если коротко, то виною тому погода и сложный горный рельеф местности. Именно они, так сказать, "виновники" и самой катастрофы, и длительного поиска.
А если подробнее, то, как вы знаете, связь с вертолетами была потеряна 20 марта, когда группа машин попала в сплошную облачность. Поиск начался в тот же день, но результатов не дал. В последующие несколько суток облачность то поднималась, то опускалась, выпадали осадки, в горах туман или ограниченная видимость. Активно велся наземный поиск, но его эффективность по сравнению с авиационным, сами понимаете, на несколько порядков ниже. Когда 25 марта с воздуха обнаружили один из вертолетов и высадили спасательную группу, то оказалось, что спуститься к нему в ущелье можно только со специальным снаряжением. Сразу были привлечены альпинисты-спасатели из Ингушетии и Дагестана. Позднее в двух километрах севернее места катастрофы первого вертолета был обнаружен и второй.
Тела погибших летчиков и регистрирующая аппаратура были эвакуированы. За время этой работы выполнено 130 полетов. Все это с учетом полетов на огневое прикрытие и аэрофотосъемку местности.
Поисково-спасательное обеспечение боевых действий - это наша важнейшая задача. На Северном Кавказе определен состав дежурных сил и средств, которые находятся в постоянной готовности к поисково-спасательному обеспечению в зоне ответственности. В этом участвует авиация Вооруженных Сил, включая подразделения 4-й воздушной армии, а также авиация МВД, ФСБ. Главная задача нашего управления - организовать взаимодействие, объединить отдельные структуры для решения задач авиационного поиска и спасания.
- Недавно утверждены Федеральные авиационные правила поиска и спасания в государственной авиации. Чем была вызвана необходимость их принятия?
- "Воздушный кодекс Российской Федерации" действует с 1997 года. В соответствии с ним они и были отработаны. Необходимость их применения была вызвана тем, что "старых" правил просто не было, авиационный поиск и спасание проводились в соответствии с Наставлением по авиационной поисково-спасательной службе СССР 1990 г. (НАПСС-90). Правила не отменяют действие упомянутого наставления, но являются законодательным фундаментом для переработки всех устаревших нормативных актов, включая и само наставление. А новый документ адаптирован к современным условиям.
- Какие силы и средства сегодня могут быть привлечены к поисково-спасательному обеспечению?
- Все дежурные авиационные поисково-спасательные силы и средства на территории России учтены Главным координационным центром поиска и спасания. Ежедневно примерно 30 самолетов выделяется для решения задач поисково-спасательного обеспечения на различных аэродромах, а также 120-130 вертолетов. То есть ежедневно более 150 воздушных судов могут заниматься авиационным поиском и спасанием, в том числе из состава авиации Минобороны (всех видов и родов войск), МВД, ФСБ, Росавиакосмоса, а также Государственной службы гражданской авиации.
Дежурным поисково-спасательным силам и средствам устанавливаются три степени готовности.
- Устраивают ли вас возможности поисково-спасательных технических средств?
- На поисковых воздушных судах обязательно стоит автоматический радиокомпас-радиопеленгатор АРК-УД. Он работает с аварийными источниками сигнала, которые устанавливаются на каждом воздушном судне. Это довольно надежный прибор. Принципиально нового ничего пока не придумано, да и нет необходимости. Кроме того, на некоторых воздушных судах имеются средства космической навигации.
- Вы ведь не только приходите на помощь терпящим бедствие, а и первыми встречаете на земле космонавтов?
- Главная задача здесь - как можно быстрее найти, обнаружить место приземления космического аппарата. Космический аппарат надо найти и эвакуировать, а людям, если требуется, оказать первую медицинскую помощь и вывезти с места приземления.
Например, одна из последних наших работ. Несмотря на то что она была ночная и очень трудная, уже через 17-18 минут после касания аппарата земной поверхности наши первые специалисты произвели посадку. Мы, как правило, сопровождаем аппарат уже на этапе парашютного спуска, когда динамика входа в атмосферу закончилась.
Вертолетчикам приходится садиться на неподготовленные площадки. Поэтому все осуществляется в строгой очередности. Строго определенным порядком садятся вертолеты, чтобы не создавать никаких аварийных и нештатных ситуаций. Для этого задействуются вспомогательные командные пункты управления на стартовой позиции Байконура и оперативном аэродроме....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции