Финансовые Известия
15 мая 2003, 12:40
Взлет без керосина
Причина сложившегося положения тривиальна - не хватает средств для приобретения современного оборудования и проведения модернизации существующего. Закупать технику за счет собственных финансовых источников невозможно: основное оборудование ТЗК весьма дорогостоящее. А вынимать из оборота огромные денежные средства не всегда целесообразно либо просто нет такой возможности. Подавляющая часть средств обычно направляется на закупку авиатоплива для заправки воздушных судов.
В большинстве гражданских аэропортов нашей страны, за редким исключением, системы топливного обеспечения так и остались на техническом уровне 60-70-х годов, а новые агрегаты достаточно дороги. Привлечение банковского кредита - задача непростая, особенно если структура баланса далека от идеальной, а у организации нет большого оборота и крупных прибылей. Остается договор финансовой аренды, или лизинга, использование которого на транспорте, где стоимость оборудования велика, весьма перспективно.
"Сегодня по пальцам можно пересчитать аэропорты, оборудованные по последнему слову техники, - говорит генеральный директор Торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский . - В настоящее время необходимое оборудование проще взять в финансовую аренду. Лизинг не подразумевает ни изменения формы собственности предприятия, ни сложностей и ограничений по времени, связанных с предоставлением кредита. Несмотря на достаточно высокую стоимость оплаты лизинга, лизинговые компании, а особенно работающие в данном виде бизнеса, могут предложить клиентам выгодные схемы выплат со значительными отсрочками, неприемлемыми для коммерческих банков при кредитовании".
В преимуществе лизинговых схем уже убедились предприятия топливозаправочного комплекса. "Денежные средства, освобожденные в результате лизинговой операции, могут быть направлены на закупку авиатоплива, - говорит заместитель генерального директора ТЗК "Внуково" Семен Вольфзон . - Экономия же на налогах - особая статья. Для аэропортов и предприятий топливозаправочного комплекса при их общей "бедности" это реальный способ экономии. Причем все совершенно законно".
Сегодня большая часть оборудования, используемого в работе аэропортов и ТЗК, имеет достаточно большой срок списания и высокую стоимость, следовательно, они достаточно долго и весьма ощутимо присутствуют в балансе предприятия. Однако при лизинге можно использовать механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3, т.е. оборудование со сроком использования 9 лет списывается за 3 года.
"Через три года предприятие может получить на баланс еще практически новое оборудование, но по мизерной цене, - говорит финансовый директор Торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" Ольга Полулях . - Пользоваться им можно много лет, а на балансе оно будет стоять практически за копейки, что не только ощутимо влияет на величину налога на имущество, но и позволяет существенно улучшить структуру баланса. Причем в течение трех лет оборудование может находиться как на балансе получателя, так и на балансе лизингодателя. Обычно выбирается вторая схема, при которой получатель не платит налог на имущество за используемое им оборудование".
изинговые платежи относятся к расходам, уменьшающим прибыль. Таким образом, аэропорты и ТЗК могут в течение срока ускоренной амортизации (обычно этот срок равен сроку лизинга) существенно экономить на налогах, что в таких объемах практически нереально для них в повседневной деятельности. К тому же лизинговые платежи могут быть разнесены на несколько лет. Чаще всего лизингополучатель выкупает оборудование за незначительную цену и уже за нее ставит его к себе на баланс.
Законодательные документы, обеспечивающие лизинговую деятельность, появились в России по сравнению, например, с США и Европой достаточно поздно. В начале 90-х годов лизинговая деятельность осуществлялась по аналогии с арендой без специальных нормативных и законодательных документов. Но с сентября 1994 года в этой области начались изменения.
Сейчас в сфере лизинга действуют два основных документа: Гражданский кодекс РФ, содержащий специальную главу "Финансовая аренда (лизинг)", и федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" в редакции федерального закона от 29 января 2002 года. Почему же такой замечательный способ до сих пор не нашел широкого распространения?
"Это достаточно молодое дело, - говорит начальник управления аэропортовой деятельности Государственной службы гражданской авиации России Валерий Уткин . - Народ еще побаивается - не все знают об особенностях и преимуществах лизинга. Кроме того, аэропорты и предприятия ТЗК не имеют в своих штатах специалистов подобного рода. Но здесь можно полностью положиться на специалистов лизинговой компании. Особое внимание стоит обратить на компании, работающие на нашем рынке не первый год и знающие особенности аэропортовой деятельности"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции