На Казанском авиационном заводе готовились к полету ракетоносца Ту-160.
- Говорят, не новый самолет,- поделился со мной один из менеджеров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК.- "Ъ"),- а это не так. Разработка-то 1981 года! Так что относительно новый!
И он добавил, что самолет, который делается здесь сейчас,- это вообще работа мечты для любого технолога:
- После этого тебя везде возьмут!
Я подумал, что и правда: если в интерьерах завода 50-х годов прошлого века удастся собрать сверхзвуковой стратегический ракетоносец XXI века, на треть состоящий из титана, для человека, участвовавшего в таком, и правда будут открыты все двери. Да что там - путевка в жизнь.
Сотрудник ОАК между тем рассказывал, что "самая брутальная вещь здесь - сварка титана в вакууме":
- Варит робот, длина шва - 140 метров.
Он еще говорил про модернизацию завода, в которую ОАК вкладывает 140 млрд руб., про взлетную полосу длиной 3,2 километра и шириной 100 метров ("Все равно что два микрорайона построить!.." Так, может, лучше их-то и построить? Нет, видимо, хуже), а также про теплый ангар, которого раньше не было. И вся забота состояла в том, чтобы увидеть полет модернизированного самолета, но у нас не получалось (в отличие от Владимира Путина): тогда не стать свидетелями очередного исторического разговора президента с рабочими. А разве такое можно пропустить?.. Потом ведь можно и не наверстать…
Нет, альтернативы такому разговору не существовало. Пилоты рассказали Владимиру Путину, что "изделие 804" получилось, что "самолет устойчив" и что "разрешите поздравить вас и всю нашу страну". (Пилоты уверенно считали свой полет тем, чем он не факт что и являлся.- А. К.)
- Надеемся,- обратился один из них к президенту,- Ту-160 обретет новую жизнь в лице глубокой модернизации!
- Вы знаете,- кивнул господин Путин,- я летал на таком в 2005 году. Но это, конечно, другая машина, просто внешне выглядит так же… Мы говорили тут (когда смотрели, как взлетает самолет. Я тоже все-таки увидел, хоть и через окошко: медленно, но более или менее верно, хоть и как-то, казалось, эпически тяжело.- А. К.), что можно подумать и над гражданской версией таких самолетов. Так что всем будет чем заняться. Контракт на сколько самолетов сегодня подписывается? На 15? А, на 10? Но каждый - на 15 млрд! Всем будет чем заняться!
- Самое главное - чтобы смежники не подвели!..- слышал я гулкий голос из глубины толпы.
Так была произнесена основополагающая производственная советская фраза.
- Сидим на катапультном кресле с советских времен,- добавил другой рабочий,- и все чувствуем!
Тут пора было всем уже засмеяться. Произошло.
- Ведь в десять раз тут сейчас производство быстрее, чем раньше! - воскликнул президент.- Такая производительность труда! Если вся экономика будет такая!..- Владимир Путин мечтательно вздохнул.
Я обратил внимание, что рабочие с интересом переглядываются. Похоже, для них была большая новость, что производительность их труда увеличилась в десять раз прямо при их жизни, и что это случилось именно с ними, а не с кем-нибудь еще в стране, и что они теперь раз и навсегда являются олицетворением этой производительности.
Один из них спросил, какие впечатления Владимира Путина от того Ту-160, который он "лично пилотировал", и от того, который только что увидел в подснеженном казанском небе.
- Я рядышком сидел тогда, пальцем дотрагивался,- смеялся Владимир Путин.- Это незабываемо. Я говорил тогда и могу повторить: это как во сне…
Впрочем, тут неожиданно было произнесено откровенное.
- Мы же начали,- рассказал Владимир Путин,- применять его тогда (Ту-160.- А. К.), для меня стало очевидным, что его надо менять! Он же даже не был официально поставлен на вооружение! Его надо было дорабатывать даже в прошлой версии!
Таким образом, Владимир Путин, значит, не просто рядом сидел, а летал на недоработанном ракетоносце, который нуждался в переделке. Вот что выяснилось через 12 только лет. Мы тогда провожали господина Путина в полет и встречали его на земле считай что как героя! И ведь не подозревали, насколько были правы: оказывается, рисковал как никогда.
Поэтому проект, значит, и прикрыли. А в 2015 году все же решили попробовать еще раз.
Еще один рабочий сказал, что хорошо бы засчитывать работу на заводе за воинскую службу по призыву.
- Балетные говорят: нельзя из балетного училища призывать. Их потому что по пальцам пересчитать!.. Музыканты тоже…- вздохнул господин Путин.
Но балетным он ничего, похоже, не обещал, а вот этим рабочим дал понять, что шанс уклониться от службы в армии у них есть: тоже на оборону работают, в отличие от балетных (эти в лучшем случае косвенно).
Президент спрашивал, какие у них еще есть вопросы, но рабочие примолкли: их, видимо, на другие вопросы не ориентировали, а президент, похоже, хотел отметиться здесь какой-нибудь задорной фразой. Но этой возможности ему так и не предоставили.
Через несколько минут Владимир Путин был уже на форуме студенческих клубов "Вместе вперед!" (в конце концов, предвыборную кампанию никто не отменял - хоть, может, и стоило). Здесь его ждал уже несколько часов целый крытый стадион, и тут поминутно репетировали барабанный ритм, который должен был встретить президента. Даже когда я вошел на стадион буквально на две минуты, то был просто обезображен этим набатом, а не то что оглушен. У всех этих людей, по моим представлениям, кровь из ушей должна была давно пойти и уже вся выйти.
- Вы готовы встретить его?! - слышалось теперь со сцены под набат этих тяжелых барабанов.
- Я заехал,- сообщил Владимир Путин, когда они наконец ненадолго примолкли,- чтобы поздравить вас с праздником, Татьяниным днем, и делаю это с удовольствием!
Он в двух словах рассказал им, что они должны быть дерзкими (новое слово в его устах) и что у них "большое преимущество по сравнению с теми, кто рос в предыдущие годы" (то есть с ним самим).
- У вас,- произнес президент,- есть возможность создавать новые смыслы!..
Жаль, что у Владимира Путина такой возможности, по его мнению, нет.
- Не бойтесь делать ошибки! - добавил он.
Эта фраза тоже вряд ли была навеяна собственным опытом: Владимир Путин делает все, чтобы его, не дай бог, не заподозрили в том, что он способен делать ошибки (и главное, чтобы он сам себя-то в таком не заподозрил, а то только всем хуже будет).
Президент ушел со стадиона, и я слышал теперь голос ведущего со сцены:
- По-моему, мы справились! Ну а теперь отрывайтесь по полной!!
Остается только догадываться.
Теперь у Владимира Путина были дела в Казанском (Приволжском) федеральном университете (КПФУ). Здесь ректор обратил его внимание на приставку "Приволжский":
- Девушка выходит замуж, и ее потом тяжело найти, и мы не хотели, чтобы с нашим университетом было так же ("Конечно,- сказал мне помощник президента Андрей Фурсенко,- они боролись до последнего, чтобы университет остался Казанским, а Приволжским был в скобках", в отличие от других федеральных университетов, которые были и Ростовским, и Симферопольским, и Калининградским, а стали Южным, Крымским и Балтийским).
Неожиданно президента привели в огромный зал, который был словно разрезан пополам между полом и потолком. И теперь Владимир Путин сверху в разрезе видел работу университетского Центра симуляционного и имитационного обучения Института фундаментальной медицины и биологии КПФУ. Всюду тут были манекены, одни только манекены, десятки манекенов: и в кабинете неврологии (манекена постукивали молоточком по колену, и он, казалось мне, откликался; а скорее всего, не казалось…). С удивлением увидел я и родильный зал: тут у симпатичной девушки роды были уже на исходе, она тужилась, и над ней склонились сразу три человека в белых халатах и неистово хлопотали… А сверху над ней навис еще и Владимир Путин.
Ему таким образом разрешили присутствовать при родах: конечно, разве не стал он самым близким и родным человеком в каждой российской семье (за исключением, конечно, тех, которые проголосуют за Павла Грудинина).
Темнело, но президент еще встретился с командой "КамАЗ-мастер", которая снова смогла победить на ралли "Дакар".
Да, президент в этот день встречался с победителями (подозреваю, что с ними будет встречаться и в остальные дни вплоть до 18 марта).
Путь этого казанского дня близился к завершению. До выборов оставалось 52 дня. Три корреспондента газеты New York Times, корреспонденты телекомпании NHK и газеты Financial Times, весь день с утра до вечера просидевшие в пресс-центре Казанского (Приволжского) федерального университета перед телевизором в ожидании видеомоста президента России с представителями федеральных университетов, смогли наконец расслабиться: он состоялся без них....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции