О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пневмония добивает авиаперевозчиков

Руководство международного союза гражданской авиации (ICAO) вновь предупредило о "надвигающейся опасности самого серьезного за всю историю воздушных перевозок" кризиса. Убытки перевозчиков в связи с распространением в мире вируса атипичной пневмонии (острый респираторный синдром, SARS) уже превысили 10 млрд долл. и могут достигнуть запредельных величин, если в ближайшие недели правительства заинтересованных стран и Всемирная организация здравоохранения не предпримут максимум усилий по нейтрализации возникшей угрозы.

Упреки в адрес правительств и "профильных" международных организаций в связи с их якобы неспособностью справиться с опасностью "первой глобальной эпидемии XXI столетия" слышатся не только из уст авиаторов. Чуть ли не проклятия несутся со стороны экологов и правозащитников (полагающих, что смертельный вирус явился плодом генной инженерии спецслужб), анархистов, антиглобалистов и националистов, считающих, что в разрастающейся эпидемии виноват глобализм и транснациональные корпорации, сломавшие "разумные" барьеры между государствами. На Тайване, в Сингапуре и даже в нескольких городах "законопослушной" КНР прошли демонстрации и волнения, участники которых протестовали против "бездействия" властей перед угрозой SARS.

На воздушных перевозчиках пневмония сказалась сильнее всего, т.к. эта отрасль стала самой чувствительной ко всем международным "передрягам", начиная терактами 11 сентября 2001 г. и кончая войной в Ираке. Только атаки "Аль-Кайиды" на ВТЦ и Пентагон, вызвавшие падение объемов перевозок более чем на 30% в сентябре-декабре 2001 г., стали причиной массовых увольнений в отрасли, последовательного банкротства Midway Airways, United Airlines (UAL) и US Airways в США, в Европе - Swissair и Sabena. "Иракский фактор", сопровождаемый страхом массовых терактов, привел к сокращению объемов перевозок в страны Ближнего и Среднего Востока более чем на 25%. Однако еще не успели отгрохотать пушки в Ираке, как попавших в нелегкую ситуацию перевозчиков стал "добивать" вирус пневмонии.

Собственно, "добивает" он буквально всех. Объем мировой туристической отрасли (свыше 700 млн человек, 460 млрд долл. в год) может сократиться, по прогнозам специалистов, не менее чем на 5% из-за боязни людей подхватить вирус в дальней поездке. По данным гендиректора фирмы Suntour Екатерины Витальевой, поток россиян, желающих посетить Таиланд, Малайзию, Китай и прочие "опасные" азиатские страны, уменьшился за последнее время почти в 10 раз (резко упало и число туристов, вылетающих в Канаду, где сформировался еще один очаг атипичной пневмонии). Практически люди летят в эти страны "лишь по делам бизнеса". Менеджер фирмы "Тамтурс" Павел Азовсков говорит о "значительном" - почти в 2 раза - снижении потока обеспеченных россиян на отдых в Таиланд, хотя, по его словам, соотечественники все равно стремятся в экзотические страны, выбирая, например, Индонезию, которую атипичная пневмония пока почти не затронула.

Страдает международный культурный и спортивный обмен: отмена одного турне Rolling Stones в Восточную Азию "тянет" на десятки миллионов долларов, еще больше убытков организаторам принесли отмены многочисленных международных спортивных соревнований в этом регионе и научных конференций.

Что касается российских авиакомпаний, то они уже сократили число рейсов в КНР и сопредельные страны (отменены регулярные рейсы "Аэрофлота" в Пекин, так же как и рейсы "Трансаэро" на Тайвань). Если сокращение коснется и грузовых чартерных маршрутов (более 150 в месяц), то это будет означать для отечественной авиации кризис не меньший, чем "чартерный конфликт", повлекший подъем стоимости растаможки грузов в прошлом году. British Airways, Air France, Delta и другие авиагиганты сократили полеты не только в КНР, но и в Сингапур, Тайвань и Малайзию и подумывают о снятии некоторых рейсов и в прочие 28 стран, где отмечены случаи острого респираторного синдрома (среди них и Канада). Гиганты еще могут затянуть пояса и переориентироваться на другие направления. Что касается более мелких компаний, то для них победа над SARS - буквально вопрос жизни и смерти.

Страхи относительно краха авиаотрасли могут оказаться напрасными. Темпы распространения SARS, как полагают специалисты, благодаря профилактическим и карантинным мероприятиям, за последние недели существенно снизились. В Китае за последние сутки зафиксировано всего 12 новых случаев, в то время как в конце апреля в день заболевали сотни. Во Вьетнаме и Сингапуре распространение болезни прекратилось уже более двух недель назад, наконец, в России новые тесты все-таки не подтвердили и единственного случая атипичной пневмонии (в Благовещенске). В то же время медики отмечают, что SARS очень коварен: его вирус не поддается окончательной расшифровке, кроме того, постоянно мутирует и создать действенную вакцину против него до сих пор оказывается невозможным. Даже выздоровевшие больные не застрахованы от новых приступов пневмонии, поэтому статистика заболеваемости и смертности от SARS весьма относительна.

Все это говорит о том, что тревоги авиаперевозчиков оправданы, но лишь в определенной мере. SARS пока так и не стала для планеты настоящей эпидемией или тем более пандемией (каковыми была "испанка" или СПИД, унесшие десятки миллионов жизней). В случае если майское торможение развития болезни в мире продолжится, то паника вокруг SARS уже ко второй половине лета прекратится и станет лишь тревогой. А стало быть, люди продолжат летать и путешествовать....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка