О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Один взгляд назад

Пятый Международный авиационно-космический салон превзошел предыдущие по множеству параметров. Самый масштабный, самый посещаемый, самый зрелищный... Но, прежде всего, МАКС-2001 подтвердил способность отечественной аэрокосмической промышленности создавать гражданскую и военную авиационную и ракетно-космическую технику на уровне лучших мировых образцов. Чем же он запомнился специалистам? Назовем его основные итоги.

Пятое поколение

На МАКС-2001 впервые были широко продемонстрированы как концепция боевого самолета пятого поколения, создаваемого отечественной промышленностью по программе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), так и ее отдельные элементы и технологии. В частности, наиболее существенные успехи продемонстрированы в области новых аэродинамических форм и компоновок, разработки в области РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР), а также в области систем управления вектором тяги (УВТ).

Помимо отдельных двигателей, снабженных системой УВТ (модификации двигателей АЛ-31Ф, РД-33 и Р-79), на выставке был впервые представлен самолет МиГ-29ОВТ. Это созданный специалистами РСК "МиГ" самолет-демонстратор, предназначенный для полномасштабной оценки всеракурсной системы УВТ.

Разработки в области РЛС с ФАР были представлены на выставке двумя отечественными организациями - ФГУП "НИИ приборостроения им. В. В. Тихомирова" и ОАО "Корпорация "Фазотрон-НИИР". Особый интерес представляет проведенная впервые демонстрация разработок РЛС с активной ФАР. Данная РЛС разработки корпорации "Фазотрон-НИИР" конструктивно имеет 813 излучателей и обеспечивает мощность излучения не менее 4 кВт при потребительской мощности до 21 кВт. Коэффициент направленного действия РЛС составляет 36,5 дб, а общая масса не превышает 65 кг. Совокупность всех этих характеристик позволяет поставить разрабатываемую РЛС в один ряд с подобными разработками, проводимыми в США.

Салон также продемонстрировал успехи в развитии комплексов бортового радиоэлектронного, оптико-электронного и информационно-управляющего оборудования самолетов и вертолетов. Однако эти разработки в значительной степени основаны на использовании зарубежной элементной базы, не освоенной нашей промышленностью, что приводит к зависимости наших достижений от деятельности зарубежных фирм.

Основные тенденции развития отечественных комплексов БРЭО отвечают перспективным направлениям в мире и связаны с созданием нового поколения авионики, систем спутниковой навигации, крупноформатных жидкокристаллических дисплеев, нашлемных прицелов-индикаторов, вычислительных систем и математического обеспечения. В то же время необходимо обеспечить освоение в серийном производстве элементов цифровых вычислительных систем, жидкокристаллических экранов, датчиков и электронных модулей оптико-электронных и радиолокационных систем.

Достижения и проблемы

МАКС-2001 подтвердил целесообразность реформирования и структурных преобразований в авиационной промышленности в направлениях их объединения по производственному, функциональному и территориальному признакам. Об этом говорит целый ряд объединенных экспозиций на Салоне, таких как ОКБ "Сухого", "Аэрокосмическое оборудование", "Технокомплекс", Московская, Самарская, Пермская и Нижегородская области.

К сожалению, экспозиции на Салоне отечественных серийных заводов не содержали материалов по техническому перевооружению производственных мощностей, обновлению их основных фондов и внедрению в производство новейших информационных технологий, без чего невозможно создавать современную авиационно-космическую технику, отвечающую рыночным требованиям.

В отличие от аналогичных выставок за рубежом, на которых преобладают экспонаты для рынка авиационной техники, МАКС-2001 продолжил традиции российских салонов в широкой демонстрации результатов научных исследований, опытных работ, новейших технологий и методов научных исследований, проектирования и испытаний авиационной техники. Высокий уровень отечественной авиационной науки был продемонстрирован и на проведенной в рамках Салона Международной научно-технической конференции в ЦАГИ "Авиационные технологии 21-го века: Новые рубежи авиационной науки" с участием ведущих НИИ авиационной промышленности России, европейских стран, Америки, Китая.

Головной институт отрасли по летным исследованиям и испытаниям - ФГУП "ЛИИ им. М. М. Громова" - продемонстрировал на Салоне перспективные разработки - натурный макет гиперзвуковой летающей лаборатории ГЛЛ-ВК, летно-моделирующие комплексы на базе самолетов Су-27, Ту-154 и Су-24, а также крупномасштабную свободно-летающую модель самолета Су-27.

Важное место на выставке заняла экспозиция отечественного авиационного тренажеростроения. Согласно аналитическим исследованиям, ежегодный объем мирового рынка в этой области оценивается в 7-10 млрд. долл. МАКС-2001 наглядно продемонстрировал, что наша промышленность обладает возможностью предложить потенциальным покупателям тренажерные комплексы, отвечающие самым строгим современным требованиям.

Деловые итоги выставки

Экспозиции авиационных и космических предприятий на Салоне наглядно показали, что отечественная промышленность успешно адаптируется к условиям рыночной экономики и международной кооперации. Расширяется сотрудничество отечественных предприятий с зарубежными авиационно-космическими фирмами в области создания международной космической станции, системы "Морской старт", спутниковой навигации и связи, запусков космических аппаратов, а также с ведущими авиационными фирмами Европы и США - EADS и "Боинг" - на основе заключенных долгосрочных соглашений. Во время Салона была достигнута договоренность о подписании долгосрочного соглашения с авиационной промышленностью Китая, и намечены пути расширения сотрудничества с Индией.

Значительное место в работе авиасалона МАКС-2001 заняли вопросы продажи, совместного производства, разработки и научных исследований авиационной техники, которые показали усиление позиции Российской Федерации на мировом рынке авиационных товаров и услуг. Наиболее важными явились переговоры с зарубежными делегациями по вопросам продвижения продукции и разработок авиационной промышленности России на международный рынок, а также модернизации и сервисного обслуживания ранее поставленной техники.

Для большинства предприятий участие в МАКС-2001 стало успешным и плодотворным. Западноевропейский консорциум "Эрбас Индастри" предложил России беспрецедентную программу сотрудничества в сфере производства гражданских самолетов и вертолетов. Фирма "Камов" подписала меморандум о взаимопонимании с французской компанией "Турбомека" по вопросам оснащения вертолетов Ка-226 двигателем "Арриус" и заключила контракт с Газпромом на производство 50 вертолетов Ка-226. Компания "Рособоронэкспорт" и Государственная инвестиционная корпорация "Госинкор" заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

АВПК "Сухой" провел переговоры с потенциальными и традиционными заказчиками из Китая, Индии, Вьетнама, Сингапура, Алжира, Филиппин, Малайзии, Сирии, Кипра о поставке самолетов типа Су-30МК, модернизации и обеспечении эксплуатации ранее поставленных самолетов, о сотрудничестве с Китаем в области создания перспективных самолетов военной и гражданской авиации, о направлениях сотрудничества с Францией, Японией, Германией, Республикой Корея. Достигнуты договоренности о продолжении официальных переговоров для заключения контрактов.

Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" удалось значительно продвинуться в переговорах с Бангладеш о поставке дополнительной партии самолетов МиГ-29. От делегации Конго получена заявка, и ей передано технико-коммерческое предложение на поставку трех самолетов МиГ-29СЭ и одного МиГ-29УБ. Представителям министерства обороны Уганды вручено технико-коммерческое предложение на комплексную поставку 5 самолетов МиГ-29СЭ и одного МиГ-29УБ.

От делегации Венесуэлы было получено официальное обращение о подготовке предложений по проекту контракта на поставку самолетов МиГ-29СМТ. Достигнута договоренность о продолжении переговоров по МиГ-AT. Главком ВВС Судана заявил о твердом намерении оснастить ВВС этой страны самолетами МиГ-29. РСК "МиГ" получила приглашение в Судан для согласования условий контракта на поставку 12 самолетов МиГ-29 и его возможного подписания.

Делегация Алжира предложила провести в этой стране презентацию самолета МиГ-АТ, в ходе которой планируется также осуществить переговоры по вопросам поставки самолетов МиГ-29 и восстановления самолетов типа "МиГ", находящихся на вооружении ВВС Алжира.

От малайзийской делегации получен запрос на технико-коммерческое предложение по модернизации ранее поставленных самолетов МиГ-29 до уровня МиГ-29СМТ. Кроме того, подписано дополнительное соглашение с Малайзией на поставку запасных частей и ремонт агрегатов. Главкому ВВС Филиппин вручено технико-коммерческое предложение на передачу в лизинг МиГ-29 сроком на пять лет.

ОАО "Туполев" совместно с В/О "Авиаэкспорт" продолжены переговоры с министром авиационной промышленности Ирана о лицензионном производстве в Иране узлов и агрегатов самолета Ту-204, а также о производстве самолета Ту-334. Совместно с ФГУП "Рособоронэкспорт" проведены переговоры и краткая презентация самолета Ту-204 в варианте VIP для командования ВВС Индии. Подписан пятисторонний меморандум о стратегическом сотрудничестве по продвижению на мировой рынок самолетов Ту-214 между Правительством Татарстана, Казанским АПО, ОАО "Туполев", В/О "Авиаэкспорт" и египетским концерном "Сирокко".

Проведены переговоры с правительственным авиаотрядом Болгарии и подписаны два договора по увеличению взлетной массы самолета Ту-154М до 104 т и по разработке перечня минимального оборудования.

ТАНТК им. Г. М. Бериева проведены переговоры с чешской моторостроительной фирмой ЮМ Praha о поставке двигателей и винтов, а с немецкой фирмой HELLA Aerospace - о поставках светотехнического оборудования для самолета Бе-200. Деловые встречи состоялись с представителями Болгарии, Италии и Мексики о поставках в эти страны самолетов Бе-200, Бе-103, Бе-132МК

В/О "Авиаэкспорт" провело встречи и переговоры по вопросам сотрудничества в области гражданской авиатехники с представителями 70 различных организаций из более 20 стран.

ЦАГИ определил новые направления сотрудничества в области аэродинамики, прочности и измерительной техники, а также согласовал технические задания и контракты с 13 организациями Европы, США, Китая, Канады и др.

Достигнута договоренность ЛИИ им. М. М. Громова о долговременном сотрудничестве с Китайским летно-исследовательским институтом, а также о сотрудничестве с корпорацией EADS в области экспериментальной авиационной техники, включая создание летающих лабораторий и летающих моделей и проведение на них летных исследований и испытаний по приоритетным проблемам развития авиационной техники.

Московским вертолетным заводом им. М .Л. Миля на встречах с представителями Индонезии обсуждены вопросы приобретения индонезийской стороной вертолетов марки "Ми", а с Корейской аэрокосмической компанией - вопросы сотрудничества в производстве вертолетов "Ми" в Корее.

На встречах с представителями Минобороны Узбекистана обсуждены вопросы восстановления ресурса на вертолетах Ми-8 и Ми-24, а с хорватскими фирмами рассмотрены вопросы поставки запасных частей для вертолетов Ми-8.

Казанским вертолетным заводом проведены переговоры с делегациями ВВС и ВМС Малайзии, Индонезии и Филиппин относительно поставок в эти страны вертолетов Ми-17, с делегациями Судана и Мьянмы - о создании в этих странах сервисных центров.

Получено согласие московского представительства фирмы LG (Республика Корея) на переоборудование креслами АК-2000 разработки НПП "Звезда" вертолетов (36 Ка-32 и один Ми-172), закупленных ранее этой страной.

Раменским приборостроительным КБ обсуждены совместно с индийской фирмой "Indian Avitronics" вопросы сотрудничества при создании в Индии сервисного центра по ремонту бортового оборудования российского производства.

Достигнута договоренность с представителями ВВС Китая о проведении предконтрактных переговоров о продаже Китаю бортовой информационно-аналитической вычислительной системы разработки ОКБ "Электроавтоматика".

Корпорацией "Аэрокосмическое оборудование" проведены переговоры с индийской компанией HAL о разработке РЛПК для индийского самолета LCA.

ПО "Уральский оптико-механический завод" проведены переговоры с пограничной службой Казахстана по возможной поставке гиростабилизированных оптико-электронных систем для модернизации вертолетов. Подготовлено коммерческое предложение на поставку в 2001-2002 годах немецкой фирме Wibka пяти комплектов турельных оптико-электронных систем ТОЭС-520 для проведения аэрофотосъемок в гражданских целях.

В рамках салона российскими предприятиями продолжены работы с зарубежными фирмами - разработчиками и производителями комплектующих изделий, которые могут быть установлены на российскую авиатехнику для удовлетворения требований инозаказчика. В частности, по комплектации самолетов Ту-334, Ту-204 и Ту-214 проведены переговоры с фирмами "Мишлен" (Франция), "Виброметр" (Швейцария), "Гамильтон Стандарт" и "Ханиуэлл" (США), рядом израильских фирм.

С фирмой GIAT обсуждались вопросы дальнейшего сотрудничества по установке на вертолеты Ми-35М вооружения французского производства. С французской компанией "Снекма" НПО "Сатурн" подписан меморандум о взаимопонимании по проектированию, изготовлению и сервисному обслуживанию двигателя SM 146 для регионального пассажирского самолета RRJ.

Раменским приборостроительным КБ обсуждены с французской фирмой "Thales Avionics" текущие вопросы совместной разработки и производства инерциально-спутниковой навигационной системы для установки на самолеты российского производства.

В процессе переговоров рассмотрены также вопросы участия российских фирм в совместном проектировании и производстве западной авиатехники, а также проведении совместных исследований. ОАО "Туполев" обсуждены с фирмой "Эрбас" (Франция) вопросы совместного проектирования элементов конструкции самолетов этой фирмы, МВЗ - состояние и перспективы сотрудничества с фирмой "Сикорский Эйркрафт" (США).

НПП "Звезда" получено техническое задание от южнокорейской фирмы KAI на систему аварийного покидания для учебно-тренировочного самолета КТ-1.

Уральским оптико-механическим заводом согласована с итальянской фирмой "Аления" программа работ по изготовлению опытного образца турельной оптоэлектронной системы для модернизации вертолетов западного производства.

Корпорацией "Фазотрон-НИИР" проведены переговоры с китайскими фирмами о ходе выполнения контракта по установке БРЛС "Жук" на китайский истребитель F-8MII и возможности использования БРЛС "Копье" на борту самолета "Супер-7".

С правительственной делегацией Нигерии проведены переговоры о модернизации самолетов МиГ-21 путем установки БРЛС "Копье".

Проведены переговоры с рядом стран азиатского, африканского и южноамериканского регионов, имеющих на вооружении самолеты "Мираж F 1", о проведении модернизации их с учетом опыта модернизации такого самолета ВВС ЮАР (оснащения его российским двигателем РД-33 и российскими ракетами Р-73Э).

В период проведения салона ВВС и их организациями проведено более 15 встреч и переговоров с делегациями зарубежных стран (Ангола, Филиппины, Малайзия, Бангладеш, Португалия, Вьетнам и др.). Подписано более 10 договоров на ремонт авиационной техники, в т.ч. два с министерством обороны Республики Узбекистан. Достигнуты определенные договоренности по возврату этой страной авиационной техники в рамках готовящегося межправительственного соглашения.

Вместе с тем, организация переговоров с зарубежными фирмами и заказчиками недостаточно скоординирована и не всегда учитывает интересы всей аэрокосмической промышленности и государства в целом.

Многочисленные встречи и переговоры были проведены с российскими фирмами-производителями (Сухого, Микояна, Камова, Миля, Ильюшина и др.) по вопросам ремонта и модернизации авиационной техники. Достигнутые при этом договоренности позволят в ближайшее время решить имеющиеся проблемы и перейти на качественно новый этап взаимодействия в областях ремонта и модернизации авиационной техники и вооружения, выполняемых на предприятиях Военно-воздушных сил.

Таким образом, МАКС-2001 продемонстрировал высокий коммерческий потенциал салона, создал благоприятные условия для развития деловых контактов между отечественными авиационно-космическими предприятиями и заказчиками во всем мире....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка