О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ту-334 - новый самолет новой России

Так случилось, что проект Ту-334 пришелся на то время, когда авиационная промышленность была в забвении, а у ее руководства стояли люди, не имеющие отношения к авиации. С начала 90-х годов во всем мире объемы авиаперевозок сократились, большие самолеты стали экономически невыгодны при дальности полета до 3 тыс. км. В гражданской авиации назрела острая необходимость разработки 100-местных самолетов.

Ту-334 начал проектироваться до того, как на западе стали проектировать 100-125-местные самолеты. Делались попытки во Франции, в Англии, в Китае, но все они не были реализованы по финансовым соображениям. Какое-то время проект Ту-334 опережал остальные программы, но впоследствии из-за недостатка денежных средств начались огромные простои.

Машина начала финансироваться в 92-м году, но до конца 90-х проект практически стоял на месте: тема существовала, но денег не было. Так в 1999 году сумма выплат составила всего 15 млн. руб. Для сравнения, только на разработку технической документации и изготовление комплекта шасси необходимо сегодня 31 млн. руб.

Однако "Туполеву" удалось достроить самолет. Значительную поддержку проекта оказал Киевский государственный авиационный завод, на котором в настоящее время завершена постановка серийного производства. 8 февраля 1999 года первая машина Ту-334 была поднята в воздух.

Только с созданием Российского авиационно-космического агентства началось возрождение авиационной промышленности, и появилась реальная поддержка Ту-334. Благодаря финансированию программы Ту-334 со стороны Росавиакосмоса большинству фирм-соразработчиков удалось остаться на плаву и вместе с "Туполевым" продолжить реализацию проекта.

На сегодняшний день привлекательность Ту-334 для российских авиакомпаний обусловлена многими факторами. Во-первых, самолет отличается повышенными критериями безопасности, надежной силовой установкой, оптимальными параметрами весовой эффективности. Во-вторых, новый самолет максимально взаимозаменяем с Ту-204. Одинаковая система управления и авионика позволяют использовать один и тот же летный состав на обеих машинах, что чрезвычайно выгодно для перевозчиков. Наконец, с точки зрения пассажиров самолет обладает повышенной степенью комфортности: развлекательный комплекс, возможность подключения компьютера, большие багажные полки, повышенная комфортабельность салона (высота потолка - 2,12 метра, ширина прохода - 500 мм). На сегодняшний день Ту-334 имеет лучшую в стране аэродинамику крыла. Для отображения информации в кабине пилота установлены ЖК-индикаторы.

Но самой важной причиной потребности в новом самолете остаются стремительно устаревающий авиапарк плюс ужесточение норм ICAO, из-за которых многие российские самолеты не допускаются к полетам за границу. Ту-334 полностью отвечает этим нормам. На самолете установлен лучший отечественный двигатель ТРДД Д-436Т-1, прототип которого налетал миллионы часов на Ан-72, Ан-74, Як- 42. На сегодняшний день это один из самых экологически чистых двигателей в мире. Кроме того, в проекте Ту-334 предусмотрен запас по эмиссии, рассчитанный на несколько этапов изменения норм ICAO, т.е. лет на 20 - 30 вперед. Также имеется запас по шумам.

Среди экономических преимуществ самолета, прежде всего, хочется отметить низкий расход топлива - в 2 раза ниже, чем, например, у Ту-134. С топливной экономичностью тесно связано сокращение прямых эксплуатационных расходов. Другой важный момент - цена самолета. Ту-334 будет стоить порядка 16-17 млн. долларов, что в 2 с лишним раза ниже стоимости западных аналогов. Для сравнения: А318 стоит $36-38 млн., Боинг-717 - около $32-34 млн.

Сегодня рыночную нишу 100-местных самолетов уже занимает Боинг-717, проект А318 компании Эрбас проходит в настоящее время сертификационные испытания. Однако, в отличие от Ту-334, эти самолеты не были спроектированы специально как 100-местные, поэтому их характеристики по топливной экономичности значительно проигрывают российскому самолету.

Первая машина Ту-334 уже проходит программу летных испытаний. Завершен самый сложный этап - сертификационные испытания на большие углы атаки. Выполнена программа проверки характеристик устойчивости и управляемости самолета. Сертификат типа на Ту-334 должен быть получен в конце этого года. Все ограничения по сертификату типа должны быть сняты к началу эксплуатации самолета.

Ни один самолет не может иметь будущего, если у него нет развития. И Ту-334 - не исключение. Поэтому уже сегодня разработаны варианты модификаций, связанные как с изменением дальности полета за счет изменения площади крыла и увеличения объема топливных баков, так и с переоборудованием пассажирского салона в грузовой, а также изменением пассажировместимости до 126 человек. Есть вариант с установкой импортных двигателей.

Но главная задача - полностью реализовать базовый самолет Ту-334-100, который так необходим авиакомпаниям. Уже сегодня получены заявки от 24 компаний на приобретение 300 машин. Ждать осталось недолго - начало серийного производства Ту-334 планируется уже в 2004 году....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПАО "Туполев"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка