О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиадвигатель без посторонней помощи не создать

- Что вам удалось сделать после поглощения московской компании "Люлька-Сатурн"?

- Поглощения не было, просто состоялось юридическое объединение двух компаний. Объединенная компания приступила к созданию двигателя для российских военных самолетов следующего, пятого поколения. Во-вторых, нами разработана концепция модернизации двигателей имеющегося парка самолетов боевой авиации. Намечено создать новые двигатели, которыми будет оснащаться следующее поколение самолетов марки "Сухой".

- Каковы проекты по созданию гражданских авиадвигателей?

- Это двигатель SM-146 для самолета Russian Regional Jet. В этом году RRJ с двигателем SM146 выиграл конкурс, проводимый "Росавиакосмосом". По нашему мнению, SM-146 станет серьезным шагом вперед по сравнению с силовыми установками, выпускаемыми в России сегодня, хотя бы потому, что мы создаем его совместно с французской корпорацией Snecma Moteurs. SM-146 должен быть конкурентоспособным на мировом рынке.

- Вы планировали наладить лицензионный выпуск двигателя CFM-56. Эти планы в силе?

- Таких планов сейчас нет, потому что мы сосредоточились главным образом на работе над SM-146.

-У вашего предприятия были претензии на производство пермского двигателя ПС-90А...

- Эти двигатели должны быть востребованы в достаточно серьезном количестве, только если ПС-90А будет доведен до необходимых эксплуатационных кондиций. Работами по совершенствованию ПС-90А должно заниматься пермское ОАО "Авиадвигатель", а нам это не нужно. Однако мы не исключаем возможности сотрудничества между НПО "Сатурн", ОАО "Авиадвигатель" и другими пермскими предприятиями по целому комплексу других изделий, например агрегатов для нефтегазоперекачивающих установок.

- Как вы оцениваете состояние нашего гражданского авиадвигателестроения?

- Его можно оценить как критическое. Проблем очень много. Во-первых, отсутствует реальная интеграция предприятий с целью создания конкурентоспособной компании путем укрупнений и слияний. Во-вторых, если такая компания не будет образована, то после завершения работ по заделам, сделанным еще советским военно-промышленным комплексом, предприятия отрасли в одиночку не смогут создавать конкурентоспособную продукцию. В-третьих, очень остро стоит проблема квалифицированных кадров, постоянного обучения и переобучения. Если ее не решать, скоро работать будет просто некому. В-четвертых, отрасль нуждается в обновлении части производственного оборудования. На все это нужны очень серьезные капиталовложения, но денег у государства нет.

- Нужно ли снижать или отменять пошлины на ввозимые в Россию западные и украинские авиадвигатели? Можно ли вообще сегодня создать новый авиадвигатель для гражданской авиации без зарубежной помощи?

- Снижать или отменять пошлины не нужно - в России сегодня как раз достаточно серьезные мощности по выпуску авиадвигателей имеют низкую загрузку. Что касается украинских двигателей, то на часть из них пошлины уже отменены. Думаю, что Россия может самостоятельно решить все проблемы в области авиадвигателестроения без отмены пошлин на авиадвигатели Украины. Без зарубежной помощи новый российский гражданский двигатель создать можно при выполнении двух условий. Первое - не должно быть каких-либо жестких сроков. Второе - это безлимитное финансирование проекта.

- То есть проблема упирается в госфинансирование?

- Не только. Нашему двигателестроению нужен доступ к современным технологиям. Без них можно сделать двигатель, пригодный разве что для российского рынка, требования которого, например по шуму и выхлопу, сравнительно невысоки. Современный же двигатель, отвечающий международным стандартам, без посторонней помощи нам сегодня не создать. Не говоря уж о том, что сертификацию двигателя по американским или европейским нормам без участия западного партнера провести вряд ли возможно. Такие проекты лучше осуществлять совместно с западными партнерами, подчеркиваю, с западными. Это сделать непросто, но надеюсь, что нам со Snecma Moteurs это удастся....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка