Аргументы и факты
14 февраля 2018, 09:58
Почему упал Ан-148? Самолет "Саратовских авиалиний" забрал 71 жизнь
Ан-148, выполнявший рейс Москва - Орск, после взлета из "Домодедово" резко "нырнул" вниз, затем набрал высоту и сорвался в штопор
Среди погибших жители Орска, соседнего Гая, Новосибирска, Норильска, Москвы, Санкт-Петербурга и два иностранца - из Швейцарии и Азербайджана. Было на борту и трое детей. Самой младшей, Наденьке, - всего 5 лет. Девочка погибла вместе с мамой Оксаной.
В этом рейсе погибла почти вся семья из Орска. 68-летний Виктор Анохин, владелец городского рынка "Центральный", с женой Зоей возвращались из Москвы со свадьбы внука. С ними летели и дочь Виктора с мужем. К любимой дочери спешила в родной Орск и Светлана Мачнева. Два месяца назад она уехала в Москву, чтобы заработать деньги на учебу дочке 9-класснице Кате.
А у 29-летнего гендиректора консалтинговой компании Алексея Никитченко, который также был на борту, 10 лет назад в авиакатастрофе погиб отец. Никитченко-старший служил пилотом вертолета военной авиации. В списке жертв Ан-148 и 79-летний преподаватель и заслуженный пилот России Борис Кармалеев. Командир летного отряда, затем замкомандира объединенного отряда и центра по летно-методической работе. В университете гражданской авиации в Петербурге Кармалеев читал лекции о безопасности полетов - в этой области он считался одним из лучших специалистов. По жестокой иронии судьбы Кармалеев погиб именно при крушении самолета, будучи простым пассажиром.
В авиакатастрофе погиб сын директора Гайского ГОКа Геннадия Ставского Илья. Он, как и отец, ранее работал в УГМК, но потом бросил профессию и стал экстрасенсом. Илья погиб в день своего 33-летия. Его друзья говорят, что он в магическом шаре увидел катастрофу, но не смог верно растолковать свои видения.
А вот Максим Коломейцев из Сочи в свой день рождения чудом не сел в этот самолет. Он собирался отмечать именины в Орске у родителей, а заодно забрать там из автосалона свой подарок - новую машину. Заранее купил билеты на самолет. "Из автосалона мне позвонили и сообщили, что машина задерживается и прибудет только 18 февраля. Билеты до Москвы и потом в Орск пришлось аннулировать и взять на другой рейс, - рассказал "АиФ-Юг" Максим. - Когда увидел, что произошло, стало жутко. Некоторые знакомые думали, что я находился в том самолете". Максим говорит, что это не первое чудесное спасение в его жизни. Несколько лет назад он опоздал на маршрутку Оренбург - Орск, а позже узнал, что она лоб в лоб столкнулась на трассе, - никто не выжил.
"Это не теракт"
Возгорание в двигателе, неисправность датчика скорости, возможное обледенение и ошибка в пилотировании - версий от специалистов сразу появилось много. Заговорили даже о теракте на борту Ан. "По данным с "Флайтрадара", последние 5 минут, когда самолет пытался набрать высоту, скорость падала. Резко падала 4 раза! После этого самолет ушел в пике. Это говорит о том, что на борту были технические проблемы, это не теракт, - уверен независимый технический эксперт Юрий Антонов. - При теракте манипуляции скоростью в течение 5 минут и 4 раза невозможны".
По словам эксперта, у самолета могли возникнуть проблемы с двигателем. "Перед падением скорость уменьшилась на 150 км/ч в течение секунд. Что могло тормозить в полете самолет? Только двигатели, переведенные на реверс. В последние секунды полета, когда самолет вошел в пике, скорость его не менялась. Что могло удержать от нарастания скорости, когда самолет начал падать? Опять же включенный реверс. Скорее всего, самопроизвольно. С ним и боролись пилоты".
"Есть видео падения, и на нем четко видно, что за самолетом идет шлейф горящего топлива. Это говорит о разрушении или нарушении герметичности крыла. Террористы скорее бы произвели взрыв в салоне, - настаивает экс-конструктор ОКБ им. Сухого Вадим Лукашевич. - Судя по видео, не было взрыва в воздухе, но было быстротечное горение. И при ударе самолет взорвался, чем можно объяснить большой разлет обломков".
Дело в модели?
Какие технические проблемы могли возникнуть у самолета, который сравнительно недолго находится в эксплуатации - всего 8 лет - при ресурсе в 30 лет? Эксперты говорят: Ан-148 - неплохая модель, но уже неактуальная. "Крушение в Подмосковье - вторая крупная авиакатастрофа с участием Ан-148 за годы его эксплуатации, - сказал "АиФ" главный редактор портала "Аvia.ru" Роман Гусаров. - Первая произошла в 2011 г. во время испытательного полета перед передачей лайнера заказчику. Тогда погибли 6 человек. Летчики-испытатели выполняли элемент высшего пилотажа и превысили максимально допустимую скорость. В результате они не смогли выйти из пике. Прочие инциденты с самолетами этого типа обходились без погибших и пострадавших. В целом Ан-148 показал себя достаточно надежно. Это совместный российско-украинский проект (в пассажирской авиации он используется только в РФ, на Украине и в КНДР. - Ред.). Но в последнее время самолеты делали у нас, как и большинство запчастей к нему. На Украине - только двигатели. Все детали к ним также производятся у нас".
Так или иначе, до завершения расследования "Саратовские авиалинии" приостановили эксплуатацию всех самолетов этого типа....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции