Независимая газета
2 марта 2018, 09:10
Су-57 и F-22 могут столкнуться в небе Сирии
Появление четверки российских многофункциональных истребителей пятого поколения Су-57 в Сирии стало сенсацией номер один
Ведущие российские СМИ сообщают, что Су-57 направлены в Сирию в рамках программы испытания систем вооружения. Ранее было озвучено о завершении первого этапа летных испытаний, начале нового этапа. Кроме того, разработчики вооружения для истребителя пятого поколения заявили о начале тестирования ракет, специально разработанных для этого ударного самолета. Но вместе с тем источник в военном ведомстве указал, что планируется только апробировать системы РЭБ и радиолокации, о полноценном боевом применении речь пока не идет.
Возникает вопрос: на ком будут испытаны бортовые системы РЭБ и радиолокации Су-57? У вооруженной оппозиции в Сирии нет ни зенитных ракетных комплексов, способных поражать воздушные цели на высотах свыше 5 км, ни авиации. Командование ВКС РФ вряд ли будет рисковать дорогостоящими Су-57, чтобы тестировать машины на малых высотах, на которых их могут достать переносные ЗРК.
Возможно, расчет был сделан на бесконтактную, небоевую работу против авиации коалиции, включая F-22 и самолеты ДРЛОиУ. Но в этом случае проще и безопаснее было бы поднимать Су-57 на перехват разведывательной авиации НАТО, летающей вдоль российских границ.
При этом в небе Сирии новейший российский самолет оказался в непосредственной близости от своего основного конкурента - американского истребителя пятого поколения F-22. Более того, Су-57 уже принял участие в авианалете на позиции и объекты военной структуры исламистских формирований в Восточной Гуте (пригород Дамаска). И это несколько проясняет слова военного источника о том, что полноценное боевое применение Су-57 в Сирии не предусмотрено. То есть работать эти самолеты будут только по наземным целям, а воздушные бои полностью исключаются.
Американцы активно используют свои F-22 в Сирии, в частности в районе Дейр-эз-Зор. Они постоянно находятся в воздухе: как дежурные ударные средства, так и для истребительного прикрытия действий союзных международной коалиции Сирийских демократических сил (СДС). Дейр-эз-Зор и Восточную Гуту разделяет порядка 400 км, а это всего около 9 минут полета для того и другого истребителя. Следует также напомнить, что, как заявлялось, бортовая РЛС Су-57 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) обнаруживает воздушные цели на расстоянии до 400 км.
Фактически при бесконтактной работе с авиацией коалиции обе стороны изучают друг друга. Специалисты считают, что главной целью появления Су-57 в Сирии является наглядно продемонстрировать возможности отечественного ОПК и показать с выгодной стороны действия российских военных в Сирии.
Сирийские СМИ сообщили, что якобы американцы с появлением Су-57 приостановили вылеты своих "Рапторов". Этой информации нет доверия, к тому же представители Пентагона уже сделали заявление, что не видят никакой для себя угрозы в появлении российского истребителя пятого поколения на сирийском театре военных действий. К тому же, кто конкретно бомбил исламистов в Восточной Гуте - утверждать сложно, ночью, на большой высоте не разобрать было: это Су-57 или Су-35С, которые способны наносить удары управляемыми ракетами класса "воздух-поверхность" и корректируемыми авиабомбами.
Ранее 8 февраля замминистра обороны Юрий Борисов сообщил, что военные приступили к опытно-боевой эксплуатации Су-57. А это значит, что на новых истребителях будет отрабатываться тактика их боевого применения. Но для этого самолеты должны поступить в Липецкий авиацентр, где летный состав будет их осваивать. Пока же Су-57 пилотируют летчики-испытатели.
Будет ли проводиться отработка тактики противодействия средствам ПВО? По поводу возможности поражения Су-57 из ПЗРК красноречиво сказал бывший заместитель главкома ВВС РФ генерал-полковник запаса, Герой Советского Союза Николай Антошкин: "Любой летательный аппарат, увы, можно сбить на высоте ПЗРК. Напомню, что в ходе Афганской войны советская авиация потеряла более 100 самолетов и более 300 вертолетов. В основном их сбили из ПЗРК и малокалиберной зенитной артиллерии".
Вообще он дал новому российскому истребителю очень высокую оценку: "Су-57 оснащен двигателями с управляемым вектором тяги, причем изменяется тяга не в одной, как у F-22, а в двух плоскостях, что обеспечивает более высокую маневренность. Кроме того, эти двигатели позволяют нашему истребителю развивать скорость до двух Махов без форсажа. Благодаря авиационной радиолокационной станции Н036 "Белка" Су-57 способен обнаруживать самолеты-"невидимки", а также сопровождать более 10 целей одновременно. Прибавьте отличную РЭБ, которая "глушит" системы самонаведения ракет противника. Вместе с тем Су-57 имеет два больших внутренних отсека для оружия, которые занимают практически всю полезную длину самолета. Каждый отсек может нести до четырех ракет класса "воздух-воздух" K-77M (средней дальности)".
Плюс к тому самолет вооружен ракетами класса "воздух-воздух" малой и большой дальности, в его арсенале также ракеты класса "воздух-поверхность" различного типа и корректируемые авиабомбы. Максимальная боевая нагрузка самолета - 10 т. Вдобавок ко всему на Су-57 устанавливается сдвоенная 30-мм авиационная пушка.
Возникает резонный вопрос: что из всего перечисленного может быть испытано в Сирии?
Сирийская кампания уже неоднократно подтверждала намерение Москвы провести максимально возможную демонстрацию достижений российского оборонно-промышленного комплекса в военно-политических и коммерческих целях. Это в полной мере относится и к Су-57. В частности, возможна проверка показателей заметности самолета Су-57 для радаров. Похоже, предстоит тестирование бортовой радиолокационной станции. Антенные решетки последней размещены по всей поверхности самолета, за счет чего пилот Су-57 получает круговой обзор на сотни километров. Всего в конструкции нового истребителя предусмотрено шесть радиолокационных систем, причем антенны комплекса работают в разных диапазонах.
Возможно, планируется провести испытание системы управления вооружением и оптико-электронной станции с лазерным дальномером. Кроме того, Су-57 интегрируется в систему (среду), из которой он получает навигационные данные, сведения о противнике, целеуказание и параметры для наведения. Он может выполнять задачи разведки целей, наблюдения и передавать информацию другим самолетам, интегрированным в данную систему (среду). В интересах авиационной группировки своих сил он может проводить первоначальную обработку информации по анализу угроз, определению положения и важности целей, которая реализуется системой интеллектуальной поддержки экипажа. Похоже, что будет также апробирован и новейший комплекс связи, который специально разрабатывался для этой машины.
В целом надо признать, что Сирия стала для российских Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса превосходным полигоном для испытаний различных вооружений, военной и специальной техники, в особенности недавно разработанной и принятой на вооружение ВС РФ. В определенной степени это еще и хорошая реклама российскому оружию, спрос на которое в мире неуклонно растет в последнее время....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции