Красная звезда
16 марта 2018, 09:08
Самолеты дальней авиации дозаправились над Волгой
Экипажи выполнили сложнейший элемент полетов на высоте свыше 6 тысяч метров
Командующий дальней авиацией специально прилетел на военный аэродром Дягилево в Рязанской области, где базируется полк самолетов - топливозаправщиков Ил-78, чтобы лично контролировать отработку экипажами дальней авиации одного из самых сложных этапов этого учения. В течение трех дней на военных аэродромах страны в воздух поднимались самолеты дальней авиации: Ту-160, Ту-22М3, Ту-95МС.
Дозаправка в воздухе применялась для того, чтобы увеличить радиус действий и время нахождения в полете стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев. Что значит для боевой авиации лишний час в воздухе в условиях военного времени, наверное, объяснять не стоит. Именно поэтому воздушные топливозаправщики, по словам командующего, - важная составляющая дальней авиации.
По словам генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша, на учения были привлечены и военно-транспортные самолеты, находящиеся в составе командования дальней авиации. На их экипажи возлагалась переброска сил и средств на оперативные аэродромы. Кроме этой задачи, отрабатывались и другие: приведение подразделений в высшие степени боеготовности, выход эскадрильи из-под удара, выполнение заданий в условиях применения средств поражения.
Экипажам воздушных танкеров предстояло выполнять дозаправку "стратегов" в воздухе в условиях ограниченной видимости, или, по-авиационному, при "минимуме погоды".
Пока мы беседовали с командующим, два Ил-78 начали разбег по ВПП. Трудно представить, что в этот воздушный танкер вмещается более 100 тонн топлива! Уникальные машины созданы на базе Ил-76МД, при этом в конструкцию были внесены существенные изменения, которые видны даже невооруженным глазом. В грузовой кабине расположены топливные баки, в задней части фюзеляжа и под каждой из консолей крыла установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки. Кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки.
Обычный полет топливозаправщика длится 8-9 часов. Сегодня, как отметил перед полетом командир авиационной эскадрильи подполковник Владимир Озеров, летят "всего-то на три часа". Но за эти три часа предстояло долететь до Саратовской области и на высоте 6500 метров дозаправить два Ту-160, а затем вернуться на аэродром базирования.
И хотя Озеров отмечает, что ничего сложного в таком задании нет, дозаправку в небе не зря считают одним из самых сложных и опасных элементов полета. Воздушная стыковка стратегического бомбардировщика-ракетоносца и летающего танкера происходит на скорости порядка 500 км в час на расстоянии примерно 20 м друг от друга. К тому же сегодня пилотам предстояло работать в условиях ограниченной видимости, или, по-авиационному, при "минимуме погоды".
Поскольку сама воздушная дозаправка была скрыта от глаз, другой командир экипажа Ил-78 подполковник Орион Соколов, оставшись в этот день на земле, предложил понаблюдать за той же самой операцией в их модернизированном тренажерном комплексе. Специально для корреспондента даже смоделировали те же погодные условия.
Вся процедура, как я убедилась, выполняется с ювелирной точностью и контролем скорости на всем протяжении заправки. Чуть быстрее - опасное сближение, чуть медленнее - конус не попадет в штангу. Добавьте мощный воздушный поток, создаваемый летящим впереди самолетом, и получите сложнейшую математику. Хотя и те, кого заправляет воздушный танкер, как и оператор, ответили, что ничего сложного в таких полетах нет, я согласиться с этим не могла. В небе была работа, доступная только асам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114