О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ильюшин Финанс" не хватило посадок

Воронежская авиализинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) обратилась в арбитражный суд Воронежской области с иском на 3,26 млрд руб. к ульяновскому производителю самолетов "Авиастар-СП"

Воронежская авиализинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) обратилась в арбитражный суд Воронежской области с иском на 3,26 млрд руб. к ульяновскому производителю самолетов "Авиастар-СП". На эту сумму компания требует уменьшить цену за семь купленных у "Авиастара" пассажирских и грузовых Ту-204: производитель вместо заявленного в договоре ресурса самолетов в 25 тыс. посадок смог гарантировать лишь 8 тыс. Эксперты считают требования ИФК справедливыми и подчеркивают, что лизинговая компания могла даже не окупить самолеты с крайне низким ресурсом, который не был увеличен по вине КБ Туполева.

Арбитражный суд Воронежской области принял к производству иск ИФК, поданный в начале марта, и по ходатайству компании привлек к разбирательству третьим лицом ПАО "Туполев". Это разбирательство стало продолжением суда ИФК с "Авиастаром" в арбитражном суде Ульяновской области. Еще в конце августа 2017 года "Авиастар-СП" подало иск к ИФК о взыскании 47,4 млн руб., а в ходе процесса уточнило требования до 160 млн руб. В эту сумму входит якобы имеющаяся задолженность ИФК по договорам поставки среднемагистральных лайнеров Ту-204, датированным 2006 годом, и более поздним дополнительным соглашениям к ним, а также проценты и неустойка. В ходе разбирательства ИФК подало встречный иск о соразмерном уменьшении цены семи самолетов на 3,26 млрд руб. и о возврате этих денег. Но ульяновский суд пришел к выводу об отсутствии связи между исками и возвратил заявление ИФК. Через полтора месяца компания обратилась с аналогичными требованиями в арбитражный суд Воронежской области.

В ИФК "Ъ" вчера пояснили, что речь идет о пассажирских и грузовых Ту-204-100В и Ту-204-100С. Спорные самолеты, по данным "Ъ", эксплуатируются авиакомпанией "Авиастар-Ту" (в том числе в интересах Почты России), Red Wings и "Роскосмосом" (в частности, для перевозок на космодром Восточный). "Производитель не в состоянии выполнить условия контракта в части ресурса воздушных судов, - пояснили в ИФК. - Согласно условиям покупки авиатехники, цена самолетов должна учитывать общий технический ресурс воздушных судов в 25 тыс. посадок, или 45 тыс. летных часов и 20 лет эксплуатации. Однако в настоящее время подтвержденный производителем и разработчиком ресурс авиатехники не превышает 8 тыс. посадок, что влечет серьезные убытки для ИФК и для эксплуатантов данных самолетов. Общая сумма уменьшения цены в случае непродления ресурсов самолетов составит более 3 млрд руб.". Впрочем, в ИФК не исключают возможности "мирного урегулирования возникших претензий". В "Авиастаре" от комментариев отказались.

Источник "Ъ" на авиационном рынке отметил, что КБ Туполева изначально гарантировало ресурс Ту-204 в десять лет, а затем должно было увеличивать его, тестируя самолет на своих стендах. Но этого не было сделано. "И теперь руководство Red Wings недоумевает - им придется выводить из эксплуатации практически новые самолеты", - подчеркнул собеседник "Ъ".

"Хотя ответчиком и выступает авиационный завод, но виновато в ситуации КБ - оно фактически обмануло покупателей самолета, - сказал "Ъ" знакомый с ситуацией главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. - Лизинговая компания рассчитывает срок эксплуатации и привлекает кредиты исходя из заявленного в контракте ресурса. Самолет только окупается лет 12, прибыль идет лишь после этого срока. В результате из-за действий конструкторского бюро ИФК не только не получило доход, но и, возможно, даже не окупило затраты. Теперь самолеты можно только продать на металлолом". По его словам, в этих условиях шансы ИФК на взыскание убытков в суде велики: "Неизвестно лишь, согласится ли суд с заявленной суммой неполученной прибыли". Господин Гусаров отметил, что теоретически "Авиастар" может не выплачивать компенсацию ИФК, а добиться от КБ проведения испытаний и продления ресурса, но на практике это маловероятно: "Ресурс "нарабатывается" на стендах годами, а времени уже нет. И в эксплуатации этих самолетов осталось мало - на подходе новый МС-21. Поэтому проще будет отдать деньги. И я считаю, что ответственность в этом случае должна нести головная Объединенная авиастроительная корпорация". Стоимость одного нового Ту-204 господин Гусаров оценил в $90 млн на момент заключения контрактов (около 2,5 млрд руб. по курсу 2006 года) и в $90-120 млн (5-7 млрд руб.) на настоящий момент, исходя из стоимости аналогичных моделей Airbus и Boeing, у которых, впрочем, гарантированный ресурс составляет в среднем около 25 лет.

Юристы согласны, что шансы ИФК на успех высоки. "Суды, как правило, назначают технические и иные экспертизы для определения отклонений характеристик товара от предусмотренных договором. Кроме того, выявляется соответствие эксплуатационных условий покупателя предусмотренным технической документацией и их влияние на выявленные недостатки. Если несоответствие характеристик самолетов договору выявлено, шансы ИФК на уменьшение цены велики, а процесс не будет долгим", - считает управляющий партнер юридической УК "Право и бизнес" Александр Пахомов. Впрочем, именно многочисленные экспертизы могут затянуть процесс, но без них у иска может не оказаться достаточно оснований, отмечает юрист правового департамента HEADS Consulting Анастасия Худякова. "Все будет зависеть от наличия в договоре пункта, предполагающего больший технический ресурс, чем подтвержденный изготовителем. Если по факту поставлен товар, не отвечающий характеристикам, то у ИФК есть все шансы на успех", - согласен управляющий партнер консалтинговой группы "Дивиус" Иван Гусев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка