О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

3 июня 1973 года, оглушив зрителей грохотом работающих на форсаже двигателей, экипаж Ту-144 выполнил очень эффектный взлет и перевел самолоет в крутой набор высоты. В это время в небе находился французский разведчик Mirage IIIR, который замерял характеристики самолета. К сожалению французский летчик не знал о поразительной скороподъемности ТУ-144 и, когда тот резко пошел вверх, оказался прямо перед носом многотонного лайнера.

Сверхзвуковые пассажирские самолеты Ту-144 и франко-английский "Конкорд" создавались в разных странах, но похожи как близнецы. Да и первые их полеты состоялись практически в одно время ("Ту" поднялся в воздух на три месяца раньше).

Объясняется это довольно просто: одинаковые задачи зачастую имеют лишь одно оптимальное решение. Однако мало кто знает, что обеим этим гражданским машинам сопутствовала боевая - "Сотка".

Ее создали конструкторы ОКБ П.О. Сухого. По своим конструктивным решениям и аэродинамической схеме она имела много общего с туполевской и франко-английской машинами. Более того, по летно-техническим характеристикам и технологии производства она превосходила их. Достаточно сказать, что максимальная скорость "Сотки" превышала 3000 км/ч, а это требовало широкого применения титановых сплавов и других жаропрочных материалов.

По отзывам летчиков-испытателей в воздухе "Сотка" вела себя безукоризненно и по своим маневренным качествам скорее напоминала истребитель, чем тяжелый бомбардировщик. Однако по политическим мотивам закончить испытания разработчикам "Сотки" запретили, а самолет просто передали в авиационный музей в Монино.

Впервые модель Ту-144 была показана на авиасалоне в Ле-Бурже под Парижем в 1965 году, а облет опытного образца первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета состоялся 31 декабря 1968 года.

Через полтора года, 5 июня 1969 года на Ту-144 была впервые достигнута скорость звука, а к осени 70-го - 2430 км/ч. В 1971 году самолет демонстрировался в Париже и в одном из полетов потерпел катастрофу из-за маневра французского истребителя.

В отличие от опытных экземпляров, серийные образцы Ту-144 отличались формой и увеличенным размахом крыла, большей длиной, другим шасси и оснащались дополнительным передним убираемым крылом. В 1973 году эта модификация самолета демонстрировалась в Париже. С 1975 года Ту-144 эксплуатировался на трассе Москва - Алма-Ата (с 1977 года пассажирские рейсы).

Совершались также пробные рейсы Москва - Хабаровск. Но, из-за экономической нецелесообразности, самолет с эксплуатации все-таки сняли. С 1997 года по российско-американскому соглашению Ту-144 используется как летающая лаборатория в рамках программы создания сверхзвуковых пассажирских самолетов следующего поколения....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЯСИА». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка