Известия
12 апреля 2018, 08:49
Эта музыка будет вечной
В индийских сериалах о военных закупках начинается новый сезон, поразительно похожий на прежние. ВВС страны опять вернулись к идее радикально обновить парк истребителей страны
Индийские военные на днях опубликовали так называемый "запрос сведений" (RFI) о возможной покупке новых истребителей. Документы такого рода обычно рассылаются по основным производителям профильной техники, в них содержатся самые грубые рамочные требования к будущим изделиям и оценочный объем поставок. По итогам сбора отзывов на RFI формируется более детальный документ, чаще всего это RFP ("запрос предложения"), содержащий более точные параметры сделки и перечень требований к поставке.
110 самолетов за 12 лет
В документе указано, что Индия намерена за 12 лет обзавестись "приблизительно 110" новыми многоцелевыми истребителями, из которых 75% одноместных, остальные - двухместные. Предложения заинтересованных авиастроителей собираются до 6 июля 2018 года.
Последние два года индийские военные готовили техзадание на 114 однодвигательных многоцелевых истребителей. Они жаловались, что по утвержденным нормативам в ВВС должны быть 42 эскадрильи многоцелевых истребителей, а в наличии всего 31, а будет еще меньше (МиГ-21 и МиГ-27 выводятся из состава), поэтому брешь надо чем-то закрывать. Однако в феврале 2018 года условие по количеству двигателей было снято, а задание сфокусировали на "боевых возможностях платформы".
Контракт должен быть вписан в программу "Делай в Индии", поэтому не более 16 машин должно быть передано в готовом виде от производителя не позднее чем через 60 месяцев после заключения контракта. Остальные соберут на индийских предприятиях в срок между пятым и двенадцатым годом с момента подписания сделки.
Дополнительно выдвигаются требования трансфера в Индию "самых передовых" технологий, связанных с машиной.
О суммах пока говорить рано, но, скажем, аналитики сборника Jane’s Defense Weekly, ссылаясь на источники среди индийских военных, оценивают весь контракт не менее чем в $15 млрд.
Вторая мама
Людей, давно следящих за индийскими оборонными закупками, трудно удивить, но довольно легко рассмешить. Как и в этом случае.
Перед нами попытка еще раз продать мировому авиапрому прославленную "матерь всех тендеров" - конкурс MMRCA ("Средний многоцелевой истребитель"), по которому Индия впервые разослала RFI в 2005 году. Требовалось заменить в ВВС страны устаревшие МиГ-21.
Тогда Нью-Дели попросил 126 самолетов за $10-12 млрд: 18 в готовом виде и остальные - произведенными на индийских заводах. В очередь встали все, у кого было хоть что-то подходящее, - тендер называли крупнейшим событием "возможно, нескольких десятилетий" и упустить его было бы совсем непростительно.
США представляли Lockheed Martin с F-16IN Block 70/72 и Boeing с F/A-18E/F Super Hornet. Трое производителей из Евросоюза: Франция с Dassault Rafale и консорциум Eurofighter с Typhoon (эти двое функционально одно и то же, просто появились на свет в результате военно-политической хирургии), а также Швеция с Saab Gripen NG. И, на закуску, Россия с загадочным самолетом-концептом МиГ-35.
В апреле 2011 года Индия отобрала шорт-лист из двух кандидатов, которыми стали "сиамские близнецы" Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Но уже к этому моменту все пошло наперекосяк. Становилось понятно, что технологий в Индию передавать никто особо не рвется, а уложить 126 дорогущих машин со всем жизненным циклом в $12 млрд нереально.
31 января 2012 года был объявлен победитель - Rafale. Тогда же военные оценили стоимость покупки в $18 млрд, что уже было форменным скандалом. Гораздо хуже было то, что французы такую оценку подтверждать не хотели и многозначительно рассказывали через "источники" о 20 и даже 25 млрд. Переговоры о заключении контракта затягивались.
В конце концов сами индийские военные заговорили о 23 млрд, которых, впрочем, все равно не было на тот момент. Кроме того, производитель уперся и совершенно не желал делиться "передовыми технологиями", передача которых включалась в условия тендера. Сюжет тянулся три года, пока летом 2015-го тендер не был официально аннулирован. Вместо него в 2016 году была подписана прямая закупка у Dassault 36 готовых машин типа Rafale за $8,85 млрд.
Продолжение банкета
10 лет прошло, МиГ-21 продолжают летать. Теперь нас ждет вторая серия, и не факт, что последняя.
Для начала, видимо, следует осторожно указать на избыточно оптимистичный характер независимых оценок по стоимости тендера. При соблюдении требований к машинам (а опубликованное ВВС Индии почти дословно повторяет запросы по MMRCA) 110 новых единиц обойдутся, особенно с учетом долларовой инфляции, никак не меньше тех же 20 млрд.
Пока два года обсуждался однодвигательный самолет, в фаворитах ходили Lockheed Martin с F-16IN и Saab с Gripen NG. Однако теперь воспроизводится ситуация с исходным MMRCA, и итоговый состав участников конкурса, скорее всего, будет таким же.
В этот раз у РСК "МиГ" появляются определенные шансы в связи с тем, что машина, которую 10 лет назад можно было вежливо определить как "набор пожеланий для технического облика перспективного самолета поколения 4++", уже проходит испытания по заказу Минобороны России и в том или ином количестве будет закуплена для оснащения отечественных ВВС.
Другие отечественные варианты, связанные с фирмой Сухого, формально не пройдут по условиям конкурса, так как относятся к тяжелым машинам. Эту нишу в ВВС Индии занимает Су-30МКИ (заказаны 272 самолета, поставлены более 200). Это не значит, что, скажем, Су-35С не может там появиться по факту, но это потребует дополнительных обоснований со стороны индийских военных, и весьма весомых....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
"Шереметьево" с января повысит сборы с авиакомпаний РФ на 10%, с иностранных - на 3%
Декабрь 23, 2025
ФАС контролирует стоимость авиабилетов в период новогодних праздников