Военно-промышленный курьер
16 апреля 2018, 08:47
604 человека и 747 самолетов - "аварийные" потери ВВС РККА за полгода
4 января 1942 года командующий ВВС Красной Армии генерал-полковник авиации Павел Жигарев подписал приказ "О мерах по борьбе с аварийностью в частях ВВС округов и запасных авиаполках"
В приказе было указано, что с 1 июля по 15 декабря 1941 года во внутренних округах и запасных авиационных полках случились 586 аварий и 337 катастроф, при этом потери личного состава составили - 604 человека погибшими (!!!), а разбито было 747 самолетов.
"Аварийные" потери авиачастей в действующей армии при этом не были указаны, речь шла только о потерях во внутренних округах и запасных полках.
Как говорил сталинский нарком путей сообщения Лазарь Каганович "У каждой аварии есть имя, фамилия и должность". И в этом приказе указаны некоторые виновники самых масштабных аварий.
В октябре 1941 года 5 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, совершавших перелет, были атакованы… нашими истребителями. Группа рассеялась, лейтенант Н. потерял ориентировку и, сажая самолет в темноте, разбил машину.
Виновным в случившемся был признан командир эскадрильи капитан К., поскольку не обеспечил предварительное оповещение о перелете. Кроме того, перелет происходил без учета времени наступления темноты и без знания метеоусловий.
В ноябре 1941 года 5 бомбардировщиков СБ Ворошиловградской авиашколы совершали перелет Энгельс-Петровск и, войдя в туман, потеряли ориентировку. 4 СБ разбились, при этом погибли 15 человек. Организация перелета была признана "исключительно безобразной", поскольку экипажи взлетели без получения информации о погоде на пути следования.
А перелет 7 ДБ-3 1-й Высшей школы штурманов в октябре 1941 года, в ходе которого 3 дальних бомбардировщика вынуждены были совершить вынужденную посадку, и 4 потерпели катастрофу, был расценен как "исключительно безобразный и преступный".
Наказание тех, кто был признан виновным, суровым никак не назовешь. Так, например, заместителя начальника 1-й Высшей школы штурманов подполковника С. "за допущенную халатность и игнорирование правил перелета, следствием чего произошло 4 катастрофы и 3 вынужденных посадки", приказано было арестовать на 15 суток домашним арестом с исполнением служебных обязанностей и удержанием 50% суточной заработной платы за каждый день ареста". При этом была учтена "прежняя хорошая работа подполковника". Еще одного из признанных виновными было приказано отстранить от занимаемой должности и назначить на менее ответственную.
Такой подход к делу может показаться странным, тем более в страшные месяцы 1941 года, когда решалась судьба СССР и его народов. Но, надо полагать, что и Жигарев, и его окружение понимали, насколько проблематично определение истинных виновников авиакатастроф. Да еще в военное время.
Легко найти крайнего, который "не обеспечил". Гораздо сложнее понять - а была ли у него вообще возможность "обеспечить" то, что требуется? Поступил приказ - перегнать 5 Пе-2, 5 СБ или 7 ДБ-3 к указанному сроку. А есть ли возможность организовать все как должно за отпущенное время? Кроме того, после потерь командных кадров ВВС в результате "чисток" и боевых потерь войны поневоле приходилось задумываться - а с кем дальше служить?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114