О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

604 человека и 747 самолетов - "аварийные" потери ВВС РККА за полгода

4 января 1942 года командующий ВВС Красной Армии генерал-полковник авиации Павел Жигарев подписал приказ "О мерах по борьбе с аварийностью в частях ВВС округов и запасных авиаполках"

4 января 1942 года командующий ВВС Красной Армии  генерал-полковник авиации Павел Жигарев подписал приказ "О мерах по борьбе с аварийностью в частях ВВС округов и запасных авиаполках". Меры принимать было необходимо, причем незамедлительные.

В приказе было указано, что с 1 июля по 15 декабря 1941 года во внутренних округах и запасных авиационных полках случились 586 аварий и 337 катастроф, при этом потери личного состава составили - 604 человека погибшими (!!!), а разбито было 747 самолетов.

"Аварийные" потери авиачастей в действующей армии при этом не были указаны, речь шла только о потерях во внутренних округах и запасных полках.

Как говорил сталинский  нарком путей сообщения Лазарь Каганович "У каждой аварии есть имя, фамилия и должность". И в этом приказе указаны некоторые виновники самых масштабных аварий.

В октябре 1941 года 5 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, совершавших перелет, были атакованы… нашими истребителями. Группа рассеялась, лейтенант Н. потерял ориентировку и, сажая самолет в темноте, разбил машину.

Виновным в случившемся был признан командир эскадрильи капитан К., поскольку не обеспечил предварительное оповещение о перелете. Кроме того, перелет происходил без учета времени наступления темноты и  без знания метеоусловий.

В ноябре 1941 года 5 бомбардировщиков СБ Ворошиловградской авиашколы совершали перелет Энгельс-Петровск и, войдя в туман, потеряли ориентировку. 4 СБ разбились, при этом погибли 15 человек. Организация перелета была признана "исключительно безобразной", поскольку экипажи взлетели без получения информации о погоде на пути следования.

А перелет 7 ДБ-3 1-й Высшей школы штурманов в октябре 1941 года, в ходе которого 3 дальних бомбардировщика вынуждены были совершить вынужденную посадку, и 4 потерпели катастрофу, был расценен как "исключительно безобразный и преступный".

Наказание тех, кто был признан виновным, суровым никак не назовешь. Так, например, заместителя начальника 1-й Высшей школы штурманов подполковника С. "за допущенную халатность и игнорирование правил перелета, следствием чего произошло 4 катастрофы и 3 вынужденных посадки",  приказано было арестовать на 15 суток домашним арестом с исполнением служебных обязанностей и удержанием 50% суточной заработной платы за каждый день ареста". При этом была учтена "прежняя хорошая работа подполковника". Еще одного из признанных виновными было приказано отстранить от занимаемой должности и назначить на менее ответственную.

Такой подход к делу может показаться странным, тем более в страшные месяцы 1941 года, когда решалась судьба СССР и его народов. Но, надо полагать, что и Жигарев, и его окружение понимали, насколько проблематично определение истинных виновников авиакатастроф.  Да еще в военное время.

Легко найти крайнего, который "не обеспечил". Гораздо сложнее понять - а была ли у него вообще возможность "обеспечить" то, что требуется? Поступил приказ - перегнать 5 Пе-2, 5 СБ или 7 ДБ-3 к указанному сроку. А есть ли возможность организовать все как должно за отпущенное время? Кроме того, после потерь командных кадров ВВС в результате "чисток" и боевых потерь войны поневоле приходилось задумываться - а с кем дальше служить?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка