Коммерсантъ
18 апреля 2018, 14:10
Турбину положили на лопатки
Попытка консорциума "Роснано", "Ростеха" и "Интер РАО" создать первую в РФ газовую турбину большой мощности пока не увенчалась успехом: образец турбины ГТД-110М на испытаниях разрушился
Опытно-промышленный образец газовой турбины большой мощности ГТД-110М, который должен стать альтернативой продукции Siemens и GE, разрушился в ходе испытаний в декабре 2017 года, сообщили 17 апреля источники "Ъ" в отрасли и подтвердили участники проекта - "Роснано" и Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) "Ростеха". По словам одного из собеседников "Ъ", причина - дефект роторной части (вращающаяся часть турбины, включающая лопатки, диски и вал), в частности поврежден диск одной из ступеней.
Реанимация закрытого в конце 2000-х годов проекта ГТД-110М связана с тем, что в России нет технологий газовых турбин большой мощности. Это привело к тому, что после западных санкций структуры "Ростеха" не смогли напрямую купить такие турбины для ТЭС в Крыму и реализовали схему непрямой поставки через их перепродажу. По данным "Ъ", стоимость модернизации ГТД-110М - около 1,5 млрд руб., основное финансирование дает "Роснано", которая, по условиям соглашения, несет и все финансовые риски (в компании это не комментировали). В 2012 году ОДК оценивала инвестиции в проект в 2,5 млрд руб., а сроки реализации - в 2,5 года.
В результате поломки испытания ГТД-110М остановлены. Собеседник "Ъ" утверждает, что решение о том, восстанавливать ли разрушенный образец (принадлежал ОДК) или отправить на испытания новую машину (она, по данным "Ъ", предоставлена "Интер РАО" с Ивановских ПГУ), не принято. "Восстановление займет около года",- утверждает другой источник "Ъ". Ранее испытания планировали завершить к середине 2018 года. В ОДК считают, что поломка не является "фатальной": "Неисправность может быть устранена, работы уже ведутся". В "Интер РАО" (третий участник проекта ГТД-110М) от комментариев отказались.
Другой собеседник "Ъ" говорит, что нужны еще инвестиции. "Скорее всего, вносить их будет "Роснано". Но если в проект войдут "Силовые машины", то "Роснано" может предложить им взять часть инвестиций на себя",- говорит он, не уточнив объем вложений. ГТД-110М требуется дополнительное финансирование, которое может быть закрыто за счет ГЧП, сказал во вторник замглавы "Ростеха" Дмитрий Леликов. Переговоры с внешними заказчиками до испытаний не велись, говорят источники "Ъ".
"Силовые машины" Алексея Мордашова, как и предполагал "Ъ", могут войти в проект ГТД-110М, обсуждается СП, сообщил господин Леликов. Он отметил, что у "Силмаша" есть компетенции (у компании СП с Siemens, собирающим турбины в Петербурге.- "Ъ") и незагруженные мощности. В ОДК конкретизировали, что пока не ясно, будет ли это СП (подробнее см. на сайте "Ъ"). Неделей ранее господин Мордашов просил премьера о поддержке "Силовых машин", в том числе о преференциях на внутреннем рынке, госгарантиях для выхода за рубеж и госпомощи в привлечении финансирования. Он заявил также о намерении разработать технологию газовых турбин большой мощности, если государство софинансирует НИОКР. В Минэнерго запрос "Ъ" перенаправили в Минпромторг (там от комментариев отказались). В "Силмаше" ситуацию не комментировали.
Наталья Порохова из АКРА считает, что участие "Силмаша" может усилить проект. Рынок газовых турбин в РФ за семь лет она оценила в 13 ГВт, объемы связаны с реализацией масштабных инвестпрограмм по договорам на поставку мощности (ДПМ) с гарантией возврата инвестиций. Сейчас программа ДПМ практически завершена, основным ее бенефициаром по газовым турбинам стал Siemens, говорит госпожа Порохова. Рынок газовых турбин в РФ практически равен нулю, но с 2020 года ожидается его резкий рост из-за программы модернизации ТЭС на 40 ГВт, добавляет она. По ее оценке, РФ станет крупнейшим в мире рынком сбыта оборудования: спрос на газовые турбины может достигнуть 24 ГВт за 15 лет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 27, 2024
В США создадут новый самолет "Судного дня"
Апрель 27, 2024
Альфа-Банк первым из российских банков открыл собственный бизнес-зал в аэропорту
Апрель 27, 2024
В здании липецкого аэропорта начался ремонт