О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Под "крышей" государства

Перетряхивание активов холдинга "Пермские моторы" продолжается "Под ковром" кипят нешуточные страсти - несмотря на то, что, по официальной версии, государство восстановило свой контроль над пермским моторостроительным комплексом сразу после продажи группе "Гута" пакетов акций, прежде принадлежавших холдингу "Интеррос". При этом никто из наблюдателей, находящихся как снаружи, так и внутри очередной интриги, не может даже предположительно назвать дату развязки.

Свидетельством того, что долгожданный мир так и не наступил, служит периодический "слив" компромата поочередно на всех участников противостояния. В частности, в конце мая в интернете (www.flb.ru) появилась публикация "Торможение в небесах", поводом для которой стал отказ двигателя ПС-90А во время пробных испытаний президентского самолета Ил-96-300-ПУ. Подробные рассуждения о причинах поломки компрессора двигателя, предположения, что на технику спецназначения мог быть поставлен двигатель, собранный из "резерва десятилетней давности", были только поводом для того, чтобы на эмоциональном подъеме подойти к финалу.

В заключительной части статьи автор делает экскурс в историю, в те годы, когда должность генерального конструктора КБ "Авиадвигатель" занимал Михаил Кузменко (ныне - генеральный конструктор АО НПО "Сатурн"). Описание заслуг топ-менеджера, под руководством которого "пермские моторостроители добились впечатляющих результатов" в работе над надежностью двигателя ПС-90А, завершается нападками на американского партнера пермских двигателестроителей - компанию Pratt&Whitney.

Пространные измышления автора заканчиваются тем, ради чего эта публикация и была задумана. Вот лишь несколько цитат.

"Настоящая, глубинная причина поломки президентского двигателя в том, что мы продолжаем сталинскую традицию конкурирующих фирм, когда производством от вертолетов до космических кораблей занимались разные КБ и заводы". "Сегодня время такого искусственного соперничества прошло". "Конкуренция" обернулась элементарными интригами, когда две абсолютно одинаковые "фирмы" вынуждены бороться за заказ, который в силу его масштабности может дать им только один хозяйствующий субъект - российское государство".

Следом - цитата из генерального директора НПО "Сатурн" Юрия Ласточкина: "Отечественное двигателестроение выживет и будет конкурентоспособно на мировом рынке, если в России будет создана одна крупная корпорация. Пермякам и рыбинцам сам Бог велел объединяться... Против объединения с нами выступает руководство "Авиадвигателя" и менеджеры Pratt&Whitney".

Пафос вышеизложенного заставляет вспомнить недавно прошедший слух о том, что заместитель министра Минимущества РФ Николай Гусев и генеральный директор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин якобы уже давно договорились насчет подобной консолидации.

Впрочем, эксперты сомневаются в таком варианте развития событий. Так, директор по производству консультационной компании "ПАКК" Вадим Финогенов полагает: одобрение такой сделки (по сути, означающей разрушение пермского моторостроительного комплекса) было бы чересчур смелым шагом.

По мнению эксперта, основная интрига происходящего концентрируется не столько вокруг собственно имущественного комплекса "Пермских моторов", сколько вокруг интеллектуальной собственности - документации на двигатель ПС-90А. У рыбинцев своего двигателя практически нет, и пермская разработка им очень бы пригодилась. Хотя ПС-90А не доведен до должного уровня по ресурсу, и этот факт признают сами разработчики. На доводку потребуется несколько лет и большие финансовые вложения. Хотя реально пермский моторный до сих пор сохраняет шанс "довести до ума" ПС-90А.

Продажу принадлежавшего "Интерросу" пакета акций ОАО "Авиадвигатель" компании "Гута-Инвест" консультанты "ПАКК" считают аккуратно проведенной национализацией, которая действительно могла бы позволить государству вернуть под свой контроль стратегическую для России отрасль.

Хотя на этот счет есть и другое мнение. Некоторые наблюдатели уверены, что группа "Гута" - только "крыша" для того, чтобы до поры не афишировать настоящего собственника моторостроительного комплекса.

По мнению аналитиков, вялотекущая борьба не прекратится до тех пор, пока у "Пермского моторостроительного завода" и "Авиадвигателя" будет несколько акционеров, владеющих примерно равными пакетами акций. Такой расклад провоцирует каждого из них вести собственную игру, "ловить рыбу в мутной воде". Причем в этом процессе задействованы не только собственники, но и менеджеры, которые чувствуют себя временщиками и пытаются выжать из ситуации свои "дивиденды". По некоторым сведениям, те действующие лица, которые еще недавно представляли интересы "Интерроса" и боролись с аффилированными по отношению к "Газпрому" структурами, сегодня активно начали "дружить" с командой "Технологии моторов" против группы "Гута".

Расклад сил на этом "фронте" выглядит следующим образом. Pratt&Whitney хотели бы воспользоваться преимущественным правом на выкуп акций ПМЗ, принадлежавших "Интерросу", но государству (в лице замминистра Минимущества Николая Гусева, отношение которого к американскому партнеру общеизвестно) нормативной казуистикой удалось оттеснить их от процесса дележа.

ЗАО "Технологии моторов" в качестве покупателя "интерросовского" пакета аналитики не рассматривают. Они полагают, что "боевые действия", которые время от времени инициирует представитель ТМ Сергей Пермяков, ведутся для того, чтобы набить цену, повысить стоимость принадлежащего компании пакета акций для последующей его продажи.

Такая версия имеет под собой основания: аффилированная с "Газпромом" структура прежде рассчитывала, что "Пермские моторы" получат крупный заказ по наземной тематике от газовиков. Последние события говорят о том, что "Газпром" сегодня предпочитает работать с различными поставщиками газотурбинных установок и газоперекачивающих агрегатов. Тем более, что конкуренция на этом рынке велика. За заказы "Газпрома" отчаянно борются все двигателестроительные предприятия России и стран СНГ. Сильное лобби имеет на этом рынке НПО "Сатурн" ("Рыбинские моторы").

Вопрос в том, кто победит....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новый Компаньон». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка