АвиаСоюз
11 мая 2018, 13:17
Вся жизнь, как спецполет
Юрий Зайцев, начальник отдела организации особо важных полетов в 1999-2008 гг.
Общеизвестно, что первые лица государств летают специальными рейсами. Это - общемировая практика, и тому есть масса причин - от необходимости преодолевать вполне объяснимый дефицит времени, свойственный для данной категории авиапассажиров, до особых требований к обеспечению безопасности этого вида перевозок. До 1956 г. воздушные перевозки в интересах высших должностных лиц СССР и правительственных делегаций выполняли экипажи 2-й авиационной Краснознаменной дивизии особого назначения (АКДОН), которая базировалась в Москве на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе (на Ходынке). 13 апреля 1956 г. эти функции были переданы в Главное управление гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), в связи с чем, в мае того же года, в составе Московского транспортного управления (МТУ) гражданской авиации был создан авиационный отряд особого назначения.
В его состав вошли экипажи и самолеты 2-й АКДОН и МТУ ГА. Первым командиром отряда стал А.И. Колеватов. В 1957 г. его сменил подполковник Б.П. Бугаев - командир корабля, шеф-пилот 20-го авиаполка шеф-пилотов 2-й АКДОН. Отряд был переименован в Отдельный авиационный отряд № 235.
В 1956-1958 гг. "литерные" полеты обеспечивались группой 2-й АКДОН во главе с И.И. Нашутинским. 12 мая 1958 г., после расформирования дивизии, на базе группы в составе ГУ ГВФ сформирован отдел по организации и обеспечению особо важных полетов.
Задачей отдела с момента его создания стало обеспечение воздушных перевозок Генерального секретаря и членов Политбюро ЦК КПСС, Председателя Верховного Совета СССР, Председателя Совета Министров СССР, секретарей ЦК КПСС, первых секретарей компартий союзных республик, заместителей председателя Совмина СССР и других руководящих работников, отдельных партийных, государственных, правительственных, военных делегаций СССР и иностранных государств. В рамках этой работы решался целый комплекс вопросов, связанных с выбором маршрута полета, готовности аэропортов к приему воздушных судов, их наземному обслуживанию, наличию удобных стоянок, маршрутов руления и буксировки. Особое внимание уделялось и уделяется обеспечению безопасности полетов, организации четкого взаимодействия всех задействованных структур, тщательному планированию для оперативного реагирования на любые изменения обстановки.
Работу нового подразделения стал курировать бывший командир 2-й АКДОН генерал-лейтенант авиации Николай Иванович Цыбин, назначенный помощником начальника ГУ ГВФ. Н.И. Цыбин - участник Великой Отечественной войны с первого и до последнего дня. После войны его пассажирами стали практически все члены Политбюро ЦК КПСС и главы многих зарубежных государств. Он был шеф-пилотом первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева.
27 июля 1964 г. отдел вошел в состав Министерства гражданской авиации (МГА) СССР как подразделение прямого подчинения, а Н.И. Цыбин стал первым заместителем Министра по организации особо важных и специальных полетов.
С момента создания отдела его сотрудники работали в двухэтажном особняке на Центральном аэродроме, где ранее размещалась группа 2-й АКДОН. Только в мае 1970 г. отдел переехал в новое здание МГА СССР, где продолжает свою деятельность в настоящее время уже в составе центрального аппарата Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиции). Первоначальное здание отдела, расположенное между гостиницей "Аэростар" и Росавиацией, со-хранилось. В этом году в ознаменование 60-летия отдела планируется установить на нем памятную доску.
В 1958-1974 гг. начальниками отдела (группы) были И.И. Нашутинский, П.Н. Картерьев, Е.П. Барабаш и Н.К. Полуянчик. В 1974 г. на эту должность был назначен Анатолий Кузьмич Долгов - заместитель начальника Главной инспекции МГА СССР. Однако после выполнения полета по открытию авиатрассы Москва - Конакри он заболел малярией и, не приступая к исполнению обязанностей начальника отдела, скончался. В 1975 г. отдел возглавил Владимир Васильевич Прозор, бессменно руководивший подразделением без малого четверть века.
Владимир Васильевич попал на фронт в 1942 г., сразу после училища. Воевал в штурмовой авиации Черноморского флота. Лично сбил 8 самолетов врага и совершил 145 штурмовок, за что неоднократно награждался орденами и медалями, дважды представлялся к званию Героя Советского Союза. В 1960 г. после увольнения в запас Владимир Васильевич пришел в гражданскую авиацию, где проработал 39 лет, заслужив новые награды и почетные звания, в том числе - Заслуженного пилота СССР.
В 1990 г. началась эра организационных преобразований, затронувшая и отдел особо важных полетов (ОВП), который в рамках "борьбы с привилегиями" был преобразован в группу организации специальных полетов. Статусное понятие "особо важные полеты" было заменено на "специальные полеты", зарплата снижена. В группе остались только четверо - В.В. Прозор, А.А. Стеценко, В.К. Осыко и автор этой статьи.
После распада СССР группа последовательно переходит в состав Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (1991-1992 гг.), Федеральную авиационную службу (1999-2000 гг.), Государственную службу гражданской авиации (2000-2004 гг.), где вновь становится отделом, в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (2004-2005 гг.), Федеральную аэронавигационную службу (2005-2009 гг.) и, наконец, - в Федеральное агентство воздушного транспорта.
Наиболее критичными для подразделения стали 1999-2000 гг. В 1999 г. уходит из жизни В.В. Прозор. Укомплектовать отдел полностью не удается из-за невозможности найти грамотных специалистов и удержать их на работе. Почти полтора года в отделе работают всего два человека - автор этой статьи и В.К. Осыко, вынужденные трудиться без отпусков и, зачастую, без выходных. Тем не менее, отдел выстоял и смог выполнить поставленные перед ним задачи. Во многом это удалось сделать благодаря руководителю ГСГА Александру Васильевичу Нерадько, который быстро разобрался в сути решаемых отделом задач и добился его пополнения опытными кадрами.
В эти непростые годы, помимо хлопотной повседневной деятельности, отделу удалось проделать колоссальную работу по приведению в порядок нормативной правовой базы и оптимизации системы обеспечения особо важных полетов. В 2005 г. по инициативе куратора отдела, заместителя руководителя Росаэронавигации, позднее - заместителя руководителя Росавиации Андрея Вячеславовича Белякова было создано Управление особо важных полетов и специальных программ, в состав которого вошел и отдел организации и контроля особо важных и специальных полетов.
За 60 лет изменилось многое. На смену поршневым С-47, Ил-14 пришли турбовинтовой Ил-18, реактивные Ту-104, Ил-62, широкофюзеляжные Ил-96, появились вертолеты. Выросла дальность и интенсивность перевозок, способы и условия их выполнения. Не изменилось отношение сотрудников отдела. Они бережно хранят заложенные в 1958 г. традиции и на высоком профессиональном уровне выполняют задачи по координации обеспечения безопасности выполнения полетов воздушных судов при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и зарубежных стран....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"