Известия
21 мая 2018, 09:23
Заход на четвертую сотню
Индия может продолжить лицензионный выпуск российских самолетов Су-30МКИ, действующий контракт на которые подходит к концу. Страна столкнулась с жестким кризисом в переоснащении ВВС современными истребителями
Как сообщает индийская пресса, концерн Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) предложил ВВС Индии собрать еще 40 истребителей Су-30МКИ приблизительно за 2,5 млрд долл.
Если идея будет трансформирована в твердый контракт, то общий объем самолетов Су-30МКИ, собранных в Индии или закупленных ею в готовом виде, составит 312 бортов. Самая коммерчески успешная машина постсоветского авиапрома, уже не первый год записываемая в ряды "уходящих с рынка", продолжает набирать итоговый счет, и без того подавляющий конкурентов.
42 эскадрильи как ответ на все
Почему сейчас и зачем так много? Индия известна своими привычками закупать авиатехнику широким фронтом, нередко дублируя на вооружении модели с примерно одинаковым функционалом, лишь бы сохранить "многовекторность" в выборе поставщиков. В данном случае именно эта "многовекторность" и довела Нью-Дели до кризиса.
Началось все с того, что Индия доигралась в длинные масштабные тендеры. Еще в 2000-е годы она собиралась заменить устаревший МиГ-21 на новый средний истребитель. Устроили грандиозный конкурс MMRCA на закупку 126 самолетов за 10-12 млрд долл. Конкурс выиграл французский Rafale, после чего закупку отменили, потому что стороны не согласовали коммерческую часть. Машина выходила слишком дорогой, и в выделенные средства не вписывалась. Неофициально реалистичный объем такой сделки оценивался в 20-25 млрд долл, что было бы уже форменным скандалом.
Чтобы хоть как-то сгладить возникшую неловкость, Индия быстро организовала компенсирующую прямую закупку 36 таких самолетов за 8,85 млрд долл. Но проблемы это не решало.
Дело в том, что старые машины (не только МиГ-21, но и МиГ-27) постепенно списывались, а новой техники вместо них нет. Законодательно состав тактической авиации Индии закреплен на уровне 42 авиаэскадрилий. При этом на начало 2018 года их реально было 31. С конца 2017 года Индия пытается организовать новые закупки 114 истребителей - сперва предполагались однодвигательные (что делало фаворитами F-16), потом согласились на двухдвигательные. В результате воспроизводится проваленный тендер MMRCA, причем, скорее всего, с теми же участниками, включая и российский МиГ-35.
Денег от всего этого в бюджете не прибавляется, самолетов в строю пока тоже. Становится понятно предложение HAL по дополнительным Су-30МКИ: быстро закрыть брешь хоть чем-то.
Отсюда же растут ноги и недавнего скандала с якобы состоявшимся отказом от проекта FGFA - совместной с Россией разработки истребителя пятого поколения на базе Су-57. Отказа не было, но зато есть четкое понимание, что денег нет, а дыры в боевом составе надо затыкать уже сейчас. Поэтому приоритет будущего проекта несколько гаснет перед нестроениями дня сегодняшнего: отличная машина послезавтра может и не понадобиться, если вдруг завтра не хватит обычных рабочих лошадей.
Разворот к югу
История Су-30МКИ - это история успеха Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО, ныне "Иркут"). В начале 1990-х годов сошлось сразу несколько факторов.
Во-первых, у завода были связи в Индии. С 1985 года он выпускал машинокомплекты истребителей-бомбардировщиков МиГ-27МЛ ("Бахадур"), которые потом собирали в Индии. Контракт подходил к концу, и старые связи с новых экономических условиях сыграли как козырь.
Во-вторых, в Иркутске подняли в воздух в 1988 году машину Су-30, созданную на базе серийно выпускавшейся там же учебно-боевой спарки Су-27УБ. Су-30 заказывала себе авиация войск ПВО СССР: им понадобился двухместный самолет управления для полков на Су-27. Распад Союза похоронил эту идею, зато ОКБ Сухого, имея под рукой такую удачную платформу, вышло с идеей создать на ее базе многофункциональный тактический истребитель с развитыми возможностями работы по земле (за счет второго члена экипажа - оператора вооружения). Так появились Су-30К и Су-30МК, которые начали активно продвигать за границу.
В 1996 году тандем из главы ОКБ Сухого Михаила Симонова и главы ИАПО Алексея Федорова сумел продать в Индию эти самолеты. Первая партия должна была включать 32 истребителя Су-30МКИ, разработанных специально под требования индийских ВВС. В качестве переходной модели в Индию передавались 10 (потом число увеличили до 18) самолетов Су-30К с условием поэтапной замены на Су-30МКИ.
В 2000 году был подписан сборочный контракт на 140 самолетов Су-30МКИ. Первую машину, выпущенную у себя дома, индийские военные получили в 2004-м. Всего на данный момент Индия тем или иным способом (прямая закупка или лицензионная сборка) приобрела 272 самолета Су-30МКИ.
Многостаночник
Самолет вышел удачный. Тяжелая машина с двигателями с изменяемым вектором тяги и мощной бортовой РЛС могла одинаково хорошо играть роль перехватчика и истребителя-бомбардировщика. Второй член экипажа позволяет снизить нагрузку и комфортно распределять обязанности при атаке или при длительных перелетах. Аэродинамические особенности планера и двигатели с отклоняемым вектором тяги делают машину сверхманевренной - способной сохранять устойчивость и управляться на закритических углах атаки, когда угол между продольной осью машины и направлением набегающего потока воздуха достаточно велик.
Архитектура "открытого борта" позволяла беспроблемно интегрировать в авиационный комплекс новые управляемые авиационные средства поражения (в том числе необязательно российского производства). Та же Индия отобрала отдельную партию из 40 самолетов Су-30МКИ, прошедших переоборудование с подкреплением планера, и сделала из них носители тяжелых сверхзвуковых противокорабельных ракет Brahmos-A (разработанных с российским участием на базе ракеты "Яхонт" - экспортной версии ракеты "Оникс").
Су-30МКИ был интересен в первую очередь как интеграторский проект. Требования Нью-Дели привели к тому, что на борт должны были интегрироваться системы самых разных производителей - не только российских и индийских, но, например, французские навигационная система и индикатор на лобовом стекле, а также израильская система РЭБ.
Помимо Индии, машина в 2000-е годы неплохо пошла на экспорт. В 2003 году Малайзия купила 18 самолетов Су-30МКМ (с модернизированным составом бортового вооружения). 58 самолетов купил Алжир - тремя контрактами от 2006, 2009 и 2015 годов.
С 2012 года самолет Су-30СМ (локализованная версия, близкая к Су-30МКМ) закупается российскими военными: 88 машин были куплены ВВС и еще 28 - морской авиацией. После этого пришел черед союзников России по ОДКБ: в 2014-2017 годах Казахстан купил 23 самолета Су-30СМ, а в 2017-м контракт на 12 машин заключила Белоруссия. Эти страны получают технику по внутренним расценкам.
По имеющимся сведениям, еще шесть самолетов Су-30СМЭ будут проданы в Мьянму....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции