Коммерсантъ FM
6 июня 2018, 08:21
Авиакомпании экономят на задержках рейсов
€140 тыс. вместо €11 млн: пассажиры сорванных российских авиарейсов недосчитались компенсаций
Застряли в Канкуне, не смогли вылететь из Барселоны, ночуют на полу в аэропорту Дубая - так некоторые россияне вынуждены завершать долгожданный отпуск или возвращаться из командировок. Всему виной - непунктальные авиакомпании, которые допускают задержки рейсов. Сейчас ответственность перевозчика наступает, если вылет откладывается более чем на три часа. В этом случае клиент российской компании может требовать от нее компенсации - 25 руб. за каждый потерянный час. Те, кому не повезло застрять в европейском аэропорту, могут рассчитывать на большее - до €600.
Правда, добиваются выплат единицы. Врач из Екатеринбурга Андрей Цориев - один из немногих, кто выиграл суд с авиакомпанией: "Уральские авиалинии" выплатили ему 240 тыс. руб. На разбирательства и получение денег ушло полтора года, рассказал в беседе с "Коммерсантъ FM" господин Цориев: "Они отменили рейс, перенесли его на три дня вперед, а мы летели в отпуск впятером. То есть у нас были забронированы номера в гостинице, забронирован автомобиль. Мы говорим: как так может быть, вы у нас три дня отпуска отнимаете? Они: ничего не знаем, рейс в понедельник, не хотите - не летите. Я был вынужден купить билет через Дубай и полетел из Екатеринбурга через Дубай в Тбилиси. Потом все траты, которые мы вынуждены были совершать, задокументировали, написали, естественно, им претензию, записали общение с сотрудником авиакомпании в аэропорту, все это предоставили в суде. Слава богу, у меня друг адвокатом работает, он помог".
По статистике, компенсаций от авиаперевозчиков требуют только 1,5% россиян, которые пострадали от задержек рейсов. Многие из них действуют не самостоятельно, а через посредников. Есть специальные сервисы, которые предъявляют претензии к авиакомпаниям в интересах пассажиров. За это они берут около 25% от суммы компенсации.
Но выиграть суд - лишь полдела. Большинство споров "зависают в воздухе" на этапе истребования выплат, рассказал основатель сервиса по получению возмещений Compensair Роман Гильманов: "Преимущественное количество российских пассажиров летают российскими авиакомпаниями даже в Европу. Соответственно, в случае возникновения разного рода задержек, отмен, требовать компенсацию приходится с российских авиакомпаний. Мы в Европе в целом можем выиграть суд и получить решение о том, что авиакомпания должна заплатить эту компенсацию пассажиру из России, а в России это решение исполнить не получается в виду того, что суд, условно, не признает решение Европейского суда по данному вопросу".
В прошлом году российских путешественников обнадежили: страна присоединилась к Монреальской конвенции - международному соглашению, которое регламентирует международные перевозки. Там есть пункт о компенсации пострадавшим от задержек рейсов. Ее сумма определена с помощью условной валюты МВФ - так называемых специальных прав заимствования или СДР. Возмещение за задержку рейса почти достигает 4700 единиц - то есть больше 400-от тысяч рублей. Но на практике о таких компенсациях пассажиры могут только мечтать, утверждает старший научный сотрудник Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко: "Монреальская конвенция всего лишь устанавливает потолок компенсации. Это ничего не значит на практике, то есть подтвердить в суде такие убытки - это фокус похлеще, чем у многих иллюзионистов. Речь идет скорее о гражданских правовых исках к авиакомпаниям, в которых, в общем-то, предел компенсации - это даже на самом деле не столько хорошо подтвержденный ущерб, сколько моралка. Российские суды очень неохотно компенсируют возможные потери".
Получается, что пока россияне могут рассчитывать не на компенсации, а на дисциплинированность авиакомпаний. За последние три года отечественные перевозчики стали реже нарушать права пассажиров, почти втрое сократив число задержанных рейсов.
В прошлом году больше всего задержек рейсов допустили "Уральские авиалинии" - по оценкам AirHelp, просчеты в работе компании затронули свыше 5 тысяч пассажиров. На втором месте антирейтинга - греческая Ellinair S.A., а на третьем - British Airways....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции