Версии.com
19 июня 2003, 15:12
Крылья Европы made in Ukraine-2
Украинский самолет Ан-124-100 "Руслан" победил в тендере основного и единственного соперника - американский "C-17 Глоубмастер" главным образом благодаря дешевизне лизинга. Если американские самолеты обошлись бы европейцам в сумму от $3 млрд. $5 млрд., то наши стоят ровно $1 млрд. на 5 лет. Министр обороны Германии Петер Штрук по этому поводу сказал журналистам: "Приоритет однозначно - за самолетами Антонова, поскольку после всех проверок они оказались самым дешевым решением".
Впрочем, были и другие причины, почему руководство наполовину засекреченной рабочей группы SALIS склонилось на сторону Ан-124-100. Во-первых, сыграл свою роль политический конфликт немцев с американцами по поводу Ирака. В консорциум стран НАТО, выразивших готовность арендовать "Русланы" с правом дальнейшего выкупа, входят Канада, Франция, Германия, Дания, Греция, Венгрия, Норвегия, Люксембург, Чехия, Польша, Португалия и Турция. Больше всего расходов (80%) несут французы и немцы, а меньше всего - 5% - поляки. США и Британия участия в этом проекте не принимают. Поэтому у европейцев сразу возник логичный вопрос: а чего, собственно, платить больше?
Еще одним аргументом в пользу именно украинского самолета стал трагический "прокол" основного соперника в тендере - российской группы компаний "Волга-Днепр". Эта крупная российская структура - основной эксплуатант самолетов "Руслан" - была создана в 1990 г. И с тех пор специализировалась на авиаперевозках высокотехнологичных грузов в труднодоступные для регулярных грузоперевозчиков точки мира. Очевидно, что до последнего момента у "Волга-Днепр" было больше шансов получить контракт с НАТО, чем у "антоновцев". В конце концов, имелась перспектива, что заказ на 6 самолетов поделят между двумя претендентами - российским и украинским: несколько самолетов возьмут у нас, несколько - у них. А это, пардон, другая перспектива и другие деньги: Как бы цинично ни звучало нижесказанное, но нет худа без добра.
Как известно, 26 мая в Турции разбился самолет Як-42 украинской "UMAir" с 62 испанскими миротворцами на борту. Фактически был погублен цвет испанского спецназа, самые подготовленные парни, которые прошли афганскую войну и возвращались домой, где их ждали непростые будни (вспомним террористические выходки баскских сепаратистов). К чему я все это рассказываю? К тому, что авиакомпания "UMAir" выполняла перелет в рамках программы НАТО как субконтрактер российской "Волга-Днепр". После случившегося по этическим нормам европейского бизнеса у "Волга-Днепр" просто не было шансов победить в тендере. К слову, Испания отказалась войти в консорциум 12 стран до тех пор, пока не завершится расследование причин гибели украинского самолета "Як-42". Об этом заявил испанский министр обороны Федерико Трильо на встрече стран НАТО в Брюсселе.
Как бы там ни было, но победа "антоновцев" уже стала фактом, правда, пока еще фактом недалекого будущего. Конкретнее - 2005 года. Именно тогда начнется формирование подразделения стратегической переброски сил быстрого реагирования НАТО, которое будет состоять из украинских самолетов Ан-124К. По оценкам военных руководителей НАТО, альянсу, который сейчас вообще не имеет стратегической транспортной авиации и вынужден в этом полностью полагаться на США, для полноценного выполнения задач нужно 19 больших военно-транспортных самолетов. А поскольку отношения европейцев с американцами становятся все более напряженными, Европа пытается наладить оборонную система самостоятельно, без заокеанского "патрона".
Что теперь мы имеем? Реально - деньги. $1 млрд. на дороге не валяется, даже, если этот миллиард придется поделить с посредниками. Гипотетически можем иметь небольшие проблемы морального плана. Дело в том, что в соглашении о лизинге "Русланов", по конфиденциальной информации, будет предусмотрен один пикантный пункт. Такого примерно смысла: арендованные украинские самолеты должны будут в случае необходимости доставлять военные грузы войск НАТО в те страны, в которые Украине не желательно или не выгодно было бы это делать с политической точки зрения. Это, пожалуй, единственный пока явно заметный минус контракта. Но тут ничего не поделаешь: надо либо зарабатывать, либо сохранять политическое целомудрие......
Авторские права на данный материал принадлежат «Версии.com». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции