Аргументы и Факты - Красноярск
14 июня 2018, 08:54
"Простых полетов не бывает". Почетный полярник - о романтике Севера
Для большинства жителей планеты Северный полюс навсегда будет недосягаемой точкой на карте
Кого тянет на север?
Мария Захарова, корреспондент "АиФ-Красноярск": Александр Михайлович, что вас привело на Север? Как оказались в этих широтах?
Александр Бахметьев: Я родился в деревне под Москвой, если быть точнее - под Шереметьево. Раньше самолеты Ил-14 (именно они летали в северных широтах) стояли там. Но пока я учился, их перевели в Игарку. И все же я уже тогда знал, что хочу именно в полярную авиацию. Потом три года в армии отслужил, там тоже летал. А когда вернулся на гражданку, приехал в красноярское управление в отдел кадров и говорю: "Хочу на Ил-14". Меня отправили в Игарку. С этого все и началось.
- Свои первые впечатления помните?
- Конечно. Прилетели в Игарку в первый раз, а там такая пурга! Ничего не видно. Другой бы сразу сбежал. А мне понравилось.
- Не жалели, что выбрали работу на Севере, а не на юге, где-нибудь у теплого моря?
- Я на Севере отработал 20 лет, потом уже переехал в Красноярск, как говорят, по семейным обстоятельствам: детей надо было учить. Но с Севером никогда не расставался и не расстаюсь. Вот недавно был в Волочанке, смотрели там площадку под Миг-26, чтобы он летал на Новый Уренгой. Готовил летчиков, которые ходили работать на Борнео (дрейфующий ледовый лагерь - база экспедиции в непосредственной близости от Северного полюса. - Ред.) Это уже часть моей жизни. Я много лет возглавлял высокоширотные экспедиции на полюс. Начинал эту работу в Хатанге командиром летного отряда. Мы сначала работали на моряков, проводили разведку территории. А потом, когда начались 90-е годы и надо было как-то выживать, стали возить туристов на Северный полюс. Удивительно: стоимость путевки к самой северной точке Земли с каждым годом только росла, но некоторые иностранцы приезжали к нам по 5-6 раз. Вот что их так туда тянет? Говорят: "Здесь аура другая, какая-то особенная". Мне трудно судить. Я там все время работал, некогда было ауру изучать. Но со временем заметил: люди, когда в отпуск собираются, заранее начинают упаковывать чемоданы, ждать чего-то хорошего. Вот и мы, собираясь на Северный полюс, с каким-то таким чувством готовимся к поездке.
Все в твоих руках
- Расскажите про знаменитую экспедицию 1988 года, вы ведь тоже были ее участником.
- Это была совместная советско-канадская экспедиция под руководством полярника, известного путешественника Дмитрия Шпаро. Стартовали они с мыса Арктический и через Северный полюс шли в Канаду. Мы их сопровождали. В рамках этой экспедиции состоялась большая встреча, каких, наверное, уже не будет никогда: канадский самолет и наш встречались на взлетной полосе. Я тогда летел на вертолете сопровождения со штурманом Валентином Арсентьевичем Удаловым. Он, конечно, заслуженный-перезаслуженный штурман. Но я летел с нагрузкой 5 часов до Северного полюса и никак не мог понять, как же мы туда попадем. Ведь до этого все наши экспедиции были вокруг Северного полюса. Нам моряки давали координаты, мы приходили в заданную точку, отрабатывали вместе с ними и уходили дальше. Так что впервые на полюсе я побывал именно во время этой экспедиции.
- Это же совсем другие условия полета…
- Простых полетов вообще не бывает. В любой момент может произойти все что угодно. Но там, на Севере, ситуацию значительно осложняют белизна и лед, а еще мгновенное изменение погоды: то туман, то метель.
- В трудных или, как говорят, критических ситуациях бывали?
- Там все ситуации трудные. Взлетную полосу для самолета строить трудно: приходится и с пешней походить, и лопатой поработать. Тракторы с воздуха бросали и строили. Самое сложное - найти льдину хорошую, чтобы она весь сезон простояла. Когда лед трещит, страшно. Вертолет всегда надо держать горячий и Ан-2, чтобы не утопить, если лед треснет, успеть поднять технику в воздух. Помощи там ждать неоткуда. Если помощь придет, это будет очень поздно. Поэтому людей для работы в этих широтах отбирают соответственно: здоровых и психологически устойчивых. Я сколько ходил на Север, лентяев там никогда не было. Никто мне ни разу не сказал: "Я лучше полежу, а ты поработай". Там каждый работает столько, сколько сможет.
- А как же бесконечные разговоры о том, что у нас утеряны традиции подготовки летных кадров?
- Это там, в большой авиации такое возможно. В малой все иначе. Мы же до сих пор летаем с подбором. Приходишь на незнакомую местность - и сам должен определить, куда будешь садиться. Все в твоих руках. Каждый полет новый. Здесь нельзя быть плохим. Тут компьютер или автопилот не включишь - голова должна работать.
Рынок романтиков не оставил
- Вы же много лет возглавляли аэропорт Черемшанка, основную базу малой авиации в крае. Как считаете, почему раньше даже в самые отдаленные поселки летал самолет регулярно, а сегодня из Красноярска легче и дешевле улететь за границу?
- В малой авиации почти не осталось самолетов, только вертолеты, а они дорогие. Любая администрация старается экономить деньги, чтобы рейсов было поменьше. Я пришел сюда с Севера в 1998 году. Уже тогда стали говорить о развитии малой авиации, так до сих пор и говорят. Только ничего не делают. В мою любимую Подкаменную Тунгуску улететь можно только раз в неделю. Остальное время - добираться только по зимнику. Я раз проехал по зимнику до Ворогово и сказал: "Рожденный летать ползать не может". Вернулся обратно, просто не дотянул - такая разбитая там дорога. А как бабушкам или больным людям ездить по ним?
- С высоты вашего жизненного опыта есть какой-то рецепт, как развивать малую авиацию?
- Да у нас целое министерство над этим работает, программы написаны. На бумаге все хорошо. Но пока не летают, а ползают. Говорят: надо еще подождать. А сколько можно ждать? Деревни-то умирают. Раньше в каждой деревне была своя звероферма, скотный двор, люди лес заготавливали, дикоросы. А сейчас спросите, чем занимаются жители северных территорий? Только рыбкой немного, да соболя постреляют. И как жить?
- Многие эксперты уверены, что Север лучше всего осваивать вахтовым методом. Отработал - и домой. Слишком уж суровые условия там для постоянного пребывания. И, кстати, многие промышленные гиганты Красноярского края так и работают.
- Я не думаю, что это лучше и выгоднее. Когда человек там живет, он воспринимает Север как свой дом, свою родину. А когда он там на вахте - это временная прописка. И отношение к этой земле соответствующее.
- Именно вы готовите молодых пилотов к первым полетам в северных широтах. Какие слова напутствия говорите им?
- Всегда думать головой. Все хорошо подготовлены, но, когда попадают в неблагоприятные условия, дергаться начинают. А этого допускать нельзя. Может, молодежь другая пошла… Мы раньше ехали за романтикой. А сейчас, какой бы экипаж ни пришел, первым делом спрашивают: "А сколько я буду получать?" Рынок сделал свое дело, но романтиков не оставил. Все работают только за деньги.
- А вы романтик?
- Конечно. До сих пор....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и Факты - Красноярск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 29, 2025
Аэрофлот успешно прошел сертификацию на ремонт авиационных двигателей
Октябрь 27, 2025
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAA, прогноз стабильный
Октябрь 30, 2025
AZUR air в зимнем сезоне 2025/2026 увеличит более чем в два раза программу полетов из Сибири
Октябрь 30, 2025
Авиаторы Беларуси продолжают обновление воздушного парка