Коммерсантъ - Пермь
26 июня 2018, 10:18
Рынок тушит "Искру"
Пермский разработчик и производитель газотурбинных электростанций АО "Искра-Энергетика" вступил в процедуру банкротства. Суд ввел на предприятии внешнее наблюдение по заявлениям двух кредиторов и самого общества
15 июня Арбитражный суд Пермского края ввел процедуру наблюдения в отношении АО "Искра-Энергетика". Временным управляющим предприятия утвержден Алексей Безденежных, который к 4 октября 2018 года должен представить отчет о результатах наблюдения за деятельностью предприятия. С заявлениями о признании общества несостоятельным изначально обратилось ООО "Электрические машины", которому предприятие задолжало 6,92 млн руб., позже в дело вступило ООО "ОДК - Газовые турбины". В итоге обе компании направили ходатайства об отказе от своих требований, производство по их заявлениям было прекращено.
Вновь процесс о банкротстве начался в апреле, когда признания АО "Искра-Энергетика" банкротом потребовали ООО "Иликом-Транс" и ООО "Спутник-Энергетика". 28 апреля с заявлением о самобанкротстве обратилось уже АО "Искра-Энергетика". Как следует из документов суда, общая сумма требований "Спутника" на момент подачи заявления составляла более 11,6 млн руб., "Иликом-Транса" - 3,893 млн руб. Задолженность перед этими компаниями возникла из-за невыполнения условий договоров поставок.
АО "Искра-Энергетика" было образовано в 1996 году как сборочное производство газотурбинных энергоблоков мощностью 2,5-25 МВт. Производит газотурбинные электростанции различной мощности, системы автоматического управления газотурбинными блоками и электротехническим оборудованием. Как указано на сайте общества, партнерами предприятия являются ПАО "Газпром", ОАО "Газпром нефть", ОАО "НК "ЛУКОЙЛ"", ОАО "НК "Роснефть"", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Зарубежнефть", ООО "Иркутская нефтяная компания" и другие крупные участники ТЭК. 55% акций АО принадлежит столичной компании "КоМир", 45% - ПАО НПО "Искра" (Пермь, входит в ГК "Роскосмос").
Финансовые трудности АО "Искра-Энергетика" начало испытывать еще в прошлом году. Тогда предприятие не получило заказов от ключевого партнера, ПАО "Газпром", и рассматривало возможность сокращения примерно половины персонала. При этом 2016 год общество закончило с рекордными показателями, его чистая прибыль превысила 825 млн руб.
Напомним, ранее в конкурсное производство вошли еще два инжиниринговых предприятия, созданные в пермском моторостроительном комплексе для работы по "наземной" газотурбинной тематике. В прошлом году эта процедура была введена в отношении ООО "Искра-Турбогаз", специализирующегося на производстве газоперекачивающих агрегатов. В конце мая 2018 года в конкурсное производство вошло АО "Искра-Авигаз", производящее газоперекачивающие установки. Продукция всех трех пермских компаний изготавливается на базе авиационных двигателей Д-30 и ПС-90А производства "ОДК - Пермские моторы".
Совместную деятельность с ПАО "Газпром" по "газотурбинной тематике" осуществляет и пермское ПАО НПО "Искра", один из совладельцев "Искры-Энергетики". Как следует из отчета предприятия, его деятельность направлена на создание и экспериментальную отработку ГТУ и газотурбинных электростанций, в том числе их опытно-промышленную эксплуатацию с дальнейшей передачей документации на серийные заводы-изготовители. В отчете упоминается, что НПО намерено заключить контракты с "Газпромом" на 2020-2021 годы.
Источник, близкий к акционерам АО "Искра-Энергетика", рассказал, что последние изучили отчет менеджмента о состоянии общества и пришли к выводу, что "перспектив у предприятия нет". "Общество не очень успешно отработало по ряду проектов, в результате чего у него возникли серьезные финансовые обязательства, - рассказывает он. - Это усложнило условия участия в конкурсных процедурах, так как компания из-за долгов не могла получить банковских гарантий". Собеседник "Ъ-Прикамье" говорит также об уменьшении спроса на продукцию "Искры-Энергетика" и других пермских компаний, работающих для газовиков. "Заказов было больше, когда шла активная стадия строительства газопроводов. После ее окончания потребности у "Газпрома" и других участников отрасли стали другие", - отмечает он.
По словам другого знакомого с ситуацией источника, "мы наблюдаем некое перераспределение рынка в пользу рыбинского "ОДК - Газовые турбины", которое также специализируется на производстве газотурбинных электростанций мощностью от 2,5 до 25МВт и газоперекачивающих агрегатов. Он говорит, что участники этого рынка полностью зависят от поставок двигателей предприятиями ОДК, которая "может выбирать приоритеты при осуществлении поставок". При этом собеседник "Ъ-Прикамье" надеется, что "Газпром" не допустит ситуации, когда на рынке останется только один производитель газотурбинного оборудования.
"Несмотря на какие-то локальные спады, спрос на наземную газоперекачивающую продукцию, с учетом масштабных планов строительства новых газопроводов, будет только расти. Я бы не стал делать вывод, что ключевым фактором финансовых проблем является негативная ситуация на рынке, - говорит исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев. - А вот его перераспределение в пользу ОДК действительно имеет место". Господин Пантелеев напоминает, что в прошлом году Дмитрий Рогозин, занимавший тогда пост вице-премьера, провел совещание о программе диверсификации предприятий ОПК в интересах ПАО "Газпром". На нем было принято решение о загрузке производственных мощностей ОДК заказами газового гиганта. При этом эксперт уверен, что монополизма на рынке газовики пока не опасаются, так как все разногласия можно решить в судах или "при помощи старших чиновников".
Источник в правительстве сообщил "Ъ-Прикамье", что указанные инжиниринговые предприятия не являлись крупными налогоплательщиками в Пермском крае. По данным kartoteka.ru, за последние десять лет АО "Искра-Энергетика", ООО "Искра-Турбогаз" и "Искра-Авигаз" не платили налог на прибыль. Топ-менеджеры двух последних компаний становились фигурантами уголовных дел о неуплате налогов в крупном размере. Собеседник в кабмине выразил надежду, что после банкротства АО "Искра-Энергетика" научные наработки перейдут в НПО "Искра" и госпредприятие займет нишу инжиниринговой компании....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Пермь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
В Международный аэропорт Владивосток прибыл первый рейс авиакомпании Cambodia Airways из Макао
Декабрь 23, 2025
ВСМПО-АВИСМА отремонтировала объект культурного наследия в Березниках
