RBC Daily
23 июня 2003, 10:05
Московские аэропорты поделят небо над столицей
По данным компании "Ист Лайн Хэндлинг", опубликованным на этой неделе, пассажиропоток московского авиационного узла (МАУ) в этом году увеличится почти миллион человек - до 21,6 млн человек. Несмотря на то что, по прогнозам экспертов, в ближайшие годы рост авиаперевозок в МАУ постепенно стабилизируется, возросшее количество пассажиров будет способствовать развитию специализации у московских аэропортов. Так, уже сейчас о своем намерении превратиться в московский "хаб", перевалочный центр, обслуживающий трансферных пассажиров, заявляют два главных московских аэропорта - "Шереметьево" и "Домодедово" . Правда, как показывает опыт западных стран, шансы стать "хабом" есть только у одного аэропорта, и, скорее всего, им в московском регионе станет "Домодедово" . "Шереметьево" же будет обслуживать деловых пассажиров и туристов, приезжающих в Москву. Что касается двух других аэропортов, Внукова и Быкова, то или через них будут летать челноки, или они вообще "умрут".
В настоящий момент более 60% пассажиропотока МАУ приходится на долю аэропорта "Шереметьево", который в прошлом году обслужил около 11 млн человек. Однако без скорейшего строительства нового терминала "Шереметьево-3" удержать свое лидерство аэропорту будет очень непросто. По утверждению компании "Ист Лайн Хэндлинг", являющейся генеральным агентом "Домодедово" , к 2010 году пассажиропоток этого аэропорта, по самому скромному прогнозу, достигнет 12,3 млн человек. Для увеличения пропускной способности аэропорта, пассажиропоток которого в прошлом году составил 6,6 млн человек, "Ист Лайн Хэндлинг" планирует сделать существенные инвестиции. Так, в начале следующей недели компания должна разместить облигационный заем на миллиард рублей на ММВБ. "Шереметьево" же сейчас работает на пределе своих физических возможностей, и без постоянно откладывающегося строительства нового терминала догнать "Домодедово" оно просто физически не сможет.
Правда, по словам представителя компании "Аэрофлот" Ирины Даненберг, сейчас в вопросе расширения Шереметьева, проект которого появился еще в конце 90-х годов, наметились некоторые позитивные сдвиги. "Строительство третьего терминала немного сдвинулось с мертвой точки, - сказала RBC daily Ирина Даненберг. - Недавно "Аэрофлот" наконец получил в аренду на 49 лет участок под строительство "Шереметьево-3". На этой неделе о необходимости принять решение об управлении аэропортом "Шереметьево" и выборе инвесторов для строительства нового терминала, затраты на которое оцениваются в 350-400 млн долларов, заявил и премьер-министр России Михаил Касьянов. Сейчас о намерении инвестировать в "Шереметьево-3" говорят и несколько крупных финансовых групп - Национальный резервный банк (НРБ), "Альфа-Групп" и "Сбербанк"".
Если в ближайшем будущем в "Шереметьево" действительно начнут быстрыми темпами возводить новый терминал, то между этим аэропортом и "Домодедово" м развернется нешуточная конкурентная борьба. Дело в том, что оба аэропорта претендуют на роль хаба, т. е. хотят собирать пассажиров из российских регионов, а затем переправлять их за рубеж (и наоборот). Если бы российский рынок авиаперевозок в течение следующих нескольких лет мог расти такими же темпами, как и в этом году, то теоретически это было бы возможно. Однако, по прогнозам большинства экспертов, рост объемов пассажироперевозок в России вряд ли будут столь стремительным. "Нынешний бум на рынке авиаперевозок в первую очередь связан с тем, что во времена СССР люди практически не летали за рубеж,- сказал RBC daily аналитик ИГ "АТОН" Тим Маккатчен. - Сейчас же с открытием страны и ростом благосостояния россияне начали активно летать. Я думаю, что в скором времени рост объема авиаперевозок начнет замедляться и будет приблизительно таким же, как и рост ВВП. Не случайно за первые пять месяцев этого года объем пассажирских перевозок "Аэрофлота" увеличился приблизительно на 3%, а выручка компании выросла на 5%". Поэтому для двух хабов в московском регионе просто не наберется достаточно пассажиров, и крупные авиакомпании, которые и являются главными инициаторами создания трансферных узлов, из соображений экономической целесообразности в конечном итоге выберут для организации международных перевозок один аэропорт.
В пользу этой версии свидетельствует и опыт западных стран. "Давайте посмотрим, что из себя представляет хаб, - рассказывает Тим Маккатчен. - Хорошим примером является американский аэропорт в Атланте (крупнейший аэропорт мира с пассажирооборотом в 78,9 млн человек. - Прим RBC daily). Если вы, например, летите с западного побережья в сторону восточного, то вы обязательно будете делать пересадку в этом аэропорту. Базирующиеся там авиакомпании (это, прежде всего, Delta Airlines) таким образом увеличивают заполняемость своих самолетов - они собирают пассажиров из мелких городов в аэропорту, а потом их всех вместе отправляют в какой-нибудь крупный мегаполис. До недавнего времени эта система очень хорошо работала. Однако сейчас она постепенно теряет свою привлекательность. Безусловно, создание хабов очень выгодно для авиакомпаний, однако транзитным пассажирам ожидание в аэропорту своего рейса, естественно, доставляет мало радости. К тому же управление огромным количеством состыковочных рейсов становится проблематичным. Поэтому сейчас в Америке все большую популярность приобретают авиакомпании, выполняющие прямые рейсы, например, Southwest Airlines. Аналогичная ситуация отмечается и в Европе, где наибольший рост доходов сейчас демонстрируют малобюджетные авиакомпании, выполняющие прямые рейсы в "нераскрученные" аэропорты".
В данной ситуации, по мнению экспертов, создание двух хабов в Московском регионе едва ли станет возможным. По словам Тима Маккатчена, скорее всего, "Шереметьево" придется отказаться от этой роли. "Региональные рейсы "Аэрофлота" прилетают в "Шереметьево-1", а международные в "Шереметьево-2", - говорит Тим Маккатчен. - Добираться из одного терминала в другой ужасно неудобно. Скорее всего, международным московским аэропортом, обслуживающим перевалочных пассажиров, станет "Домодедово" . "Шереметьево" же будет обслуживать деловых пассажиров или туристов, целенаправленно приезжающих в Москву. Другими словами, ситуация в Москве будет развиваться как в Лондоне, где есть международный аэропорт Хитроу и чисто лондонский Гатвик". Что касается других московских аэропортов - "Внуково" и "Быково", - то, по мнению участников рынка, самое большее, на что они могут рассчитывать, - это вторые роли. "Внуково" может претендовать максимум на обслуживание челноков из регионов и небольших государств СНГ с их огромными баулами. "Быково" же как гражданский аэропорт, скорее всего, просто "умрет", - сказал RBC daily эксперт по авиационному рынку....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции