Независимое военное обозрение
3 июля 2018, 08:56
Автономия дронов становится опасной
Стремление России преуспеть в создании беспилотных летательных аппаратов (БЛА) военного назначения, можно сказать, диктуется временем
Новосибирский авиационный завод провел первую выкатку нового тяжелого российского ударно-разведывательного БЛА "Охотник". Было озвучено, что в настоящее время этот дрон проходит цикл наземных испытаний, а его первый полет запланирован на 2019 год. Разработку "Охотника" ведет КБ "Сухой" на основе технологий, применяемых в Су-57. Технические характеристики "Охотника" засекречены, известно только, что он исполнен в виде "летающего крыла", его взлетная масса составила около 20 т, скорость до 1000 км/ч. По весу он превышает американский БЛА - разведчик RQ-4 Global Hawk (практический потолок 18-20 тыс. м, время полета до 33 часов, при скорости менее 300 км/ч), который как ударный не рассматривается, но, возможно, при необходимости его загрузят не средствами разведки и наблюдения, а вооружением. Пока как конкурент "Охотнику", причем превосходящий по своим возможностям, смотрится перспективный китайский БЛА "Темный меч". Условно можно принять как конкурента другую китайскую разработку, исполненную по технологии "Стелс", по типу "Летающее крыло" - Li-Jian (-КЅЈ), Sharp Sword ("Острый меч"). Этот образец способен нести до 2 т боевой нагрузки.
Ранее военное ведомство России сообщало об успешном завершении летных испытаний ударного беспилотника среднего класса "Альтиус-О", обладающего взлетной массой более 7,5 т. Аппарат с двумя 500-сильными немецкими дизельными двигателями предназначен в первую очередь для разведки, способен парить в воздухе до 48 часов, может нести до тонны полезной нагрузки. Его максимальная дальность полета 10 тыс. км, скорость 150-250 км/ч, практический потолок 12 км. В этом сегменте конкуренция куда жестче. Китайский многоцелевой БЛА "Крыло дракона" (Wing Loong I) имеет размах крыльев 9 м, длину - 14 м, высоту - 2,77 м, вес - 1100 кг, развивает максимальную скорость - 280 км/ч, его дальность полета - 4 тыс. км, рабочая высота - 5 тыс. м, продолжительность полета до 20 часов. БЛА способен нести до 200 кг полезной нагрузки. Возможное вооружение - ракеты BA-7 "воздух-поверхность", YZ-212 бомбы с лазерным наведением, YZ-102A противопехотные бомбы и 50-кг LS-6 миниатюрные наводимые бомбы. Израильский ударно-разведывательный беспилотник "Херон ТП" (Heron TP) имеет размах крыльев - 26 м, длину - 15 м, взлетный вес - 4,5 т, несет полезную нагрузку до тонны, его максимальная продолжительность полета доходит до 60 часов при скорости 240 км/ч.
Самым "именитым" в этом классе является американский БЛА MQ-9 Reaper (Grim Reaper - "Мрачный жнец", смерть). Его практический потолок - 15 км, дальность полета около 6 тыс. км, продолжительность полета доходит до 33 часов, при крейсерской скорости 250 км/ч (максимальная - 400 км/ч). Этот аппарат способен нести до 1700 кг вооружений. Он прошел боевую обкатку в Афганистане против талибов и других исламистских группировок, в Ираке, в Йемене и вблизи Сейшельских островов против пиратов. Но этот боевой опыт применения ударных БЛА как MQ-9 Reaper, так и его предшественника БЛА MQ-1B Predator нельзя назвать полноценным.
Казалось бы, чего еще желать - во всех перечисленных случаях беспилотники использовались для поражения живой силы, командиров, пунктов управления, реже складов боеприпасов и позиций, при этом эффективность ударов с воздуха порой была весьма высокой. Но во всех перечисленных случаях у противника не было даже переносных зенитных ракетных комплексов, то есть они могли лишь пытаться поразить БЛА из стрелкового оружия. По большому счету в Афганистане, Ираке, Йемене и других местах армии США противостояли формирования, имеющие (с оговорками) уровень вооружения конца XIX века. Но если Штатам придется воевать с Китаем или Россией, у которых вооруженные силы находятся примерно на том же уровне оснащения, что и войска США, сама эффективность дронов будет под большим вопросом.
Беспилотники практически всегда используются и за пределами прямой видимости, и вне зоны прямого радиоуправления оператором. То есть для их управления ретрансляторы того или иного типа необходимы, это могут быть спутники, другие пилотируемые или беспилотные летательные аппараты, наземные или надводные станции. Уничтожение или подавление сети управления дронами приведет к их полному выводу из строя. И при этом не имеет значения тактика их применения. Как единичный образец, так и многочисленная стая беспилотников, оказавшись без управления, становятся бесполезными.
Решением этой проблемы может быть нахождение в боевом порядке летательных аппаратов пилотируемого самолета управления или только их полная автономия. Вариантов здесь много, это может быть "коллективная система" нецентрализованной стаи дронов, когда беспилотники ведут между собой "общение", а алгоритм работы всех бортовых компьютеров формирует "коллективный искусственный разум". Это могут быть определенные БЛА командиры, осуществляющие управление дронами, находящимися в непосредственной близости от них. И как самый надежный вариант - это полная автономия каждого из боевых беспилотников. Но, наделяя аппарат возможностью самостоятельно принимать решения, человечество ставит себя на грань смертельного риска. Об этом еще около года назад предупреждал Илон Маск - основатель компаний SpaceX и Tesla. По его мнению, "роботы могут начать войну… манипулируя информацией". Рациональный искусственный мозг может определить для себя новые цели, поменять алгоритмы программирования под вновь выстроенные им самим боевые задачи, и результат их военного применения может оказаться не в пользу тех, кто послал дроны, наделенные искусственным интеллектом, в бой.
Ранее технологическим рубежом, возникшим в середине XX века, стало ядерное оружие, но это не остановило разработчиков средств уничтожения, изыскания продолжались в области неядерного вооружения. Возможно, уже сейчас человечество подошло к той границе в компьютерных технологиях военного назначения для обычных вооружений (средств для уничтожения себе подобных), за которой перспектив уже не будет ни у кого....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 6, 2024
Аэрофлот открывает полеты в Улан-Удэ
Декабрь 6, 2024
Почему споттинг в Узбекистане превращается в настоящий "подзаборинг"?
Декабрь 6, 2024
Россельхознадзор пресек попытки ввоза небезопасной растительной продукции в ручной клади и багаже пассажиров аэропортов Московского авиаузла
Декабрь 6, 2024
Аэропорт Сургута направит 40 млн рублей на доставку своих сотрудников на работу