Итоги
24 июня 2003, 12:57
Чьи в небе звезды?
Небо на двоих
Весьма откровенно ситуацию накануне открытия авиасалона описала министр обороны Франции Мишель Альо-Мари: "Американские промышленники исходят из логики экономической войны". И вдобавок предупредила европейских производителей о риске, который может быть связан с американскими инвестициями в оборонную отрасль Евросоюза. На рынке гражданских самолетов конкуренция между Boeing и Airbus не менее острая. Европейцы задействовали "тяжелую артиллерию" - крупнейший в мире пассажирский лайнер А380, способный перевозить до шестисот человек! Американский ответ: окрещенный "лайнером мечты" Boeing 7Е7 - напичканное электроникой и собранное из композитных материалов чудо авиационной техники.
На проведенных одна за другой пресс-конференциях представители двух авиагигантов не жалели превосходных эпитетов по поводу своих детищ и уничижительной критики в адрес конкурентов. Американцы напирали на то, что огромный А380 себя не окупит: дескать, рынок авиаперевозок из-за разгула терроризма и атипичной пневмонии сокращается. Европейцы иронизировали по поводу технических наворотов нового самолета Boeing, называя его "кошмаром инженера". К тому же "лайнер мечты" может заменить Boeing 767 лишь после 2008 года, а свой А380 Airbus готов поставлять заказчикам уже сейчас.
Масла в огонь подливали политики. Согласно упорно циркулировавшим в Ле Бурже слухам администрация Буша рекомендовала производителям американской авиатехники не появляться на парижском авиасалоне. Дескать, так президент США хотел наказать французов за их протест против войны в Ираке. Однако технари и бизнесмены из-за океана советов из Белого дома не послушали. Правда, прилетели в суженном формате и без высокого руководства. В том числе и без главы Boeing. Более того, представители этой гигантской компании хотели вообще проигнорировать французский авиасалон, но потом все-таки смекнули, что европейские конкуренты только этого и ждут. Неявка в Ле Бурже могла бы быть расценена мировыми авиаперевозчиками как свидетельство неуверенности, сигнал к отступлению. И янки высадились в Европе. Как оказалось, на свою голову: в плотных оборонительных рядах их встречала не только преданная в Вашингтоне анафеме Франция, но и практически вся единая Европа.
"Специфика Аirbus в том, что эта компания многонациональная: в наши программы вовлечены 1500 фирм-поставщиков из 30 стран, прежде всего европейских, - рассказывает "Итогам" Доминик Массон-Коннолли, региональный директор Airbus. - Процесс проектирования и производства самолетов управляется централизованно. При этом он опирается на взаимосвязанную и слаженную коллективную работу специалистов 16 предприятий Airbus, расположенных во Франции, Германии, Великобритании и Испании. Каждое из этих мощнейших предприятий изготовляет полностью оборудованные части самолетов, которые, как детали детского конструктора, затем транспортируются на линии окончательной сборки - в Тулузу или Гамбург. Такая система производства, построенная на основе комплексных инженерных центров, подтвердила свою исключительную эффективность. За нашими темпами сборки самолетов трудно угнаться".
...С террасы шале Airbus - павильона для приема гостей - пассажирские лайнеры, выходящие на бетон взлетной полосы Ле Бурже, были видны как на ладони. Самолеты Airbus с огромным бурым медведем на хвосте один за другим взмывали в жаркое небо почти без разбега. И трудно было отделаться от ощущения: Европа переживала триумф - после волнений из-за старта евро, после унижений в дни иракской войны...
То ли руководство Airbus как-то особенно расстаралось по части пиара, то ли преимущества европейских самолетов на самом деле были слишком очевидными, но сразу после начала негласного соревнования между Boeing и Airbus отрыв европейцев оказался весьма заметным. Сперва авиакомпания из Арабских Эмиратов Emirates довела число своих европейских лайнеров до 110 и заказала Airbus еще 41 самолет, в том числе 21 А380 (цена в каталоге каждого из таких гигантов - 275 миллионов долларов). Затем южнокорейская компания Korean Air выразила готовность стать хозяйкой восьми А380, "суперджамбо".
Но и этого Airbus оказалось мало. Тем более что в бой за мировое воздушное пространство вступила французская дипломатия. В дни Ле Бурже шейхи, эмиры и министры из самых экзотических стран вереницей проходили через Елисейский дворец. А по вечерам по радиостанции Europe 1 результаты дня не без злорадства подытоживал министр транспорта Жиль де Робьен: "Airbus подписал еще один контрактЙ Катар согласился приобрести несколько гигантов А380, десять А30 и два А321Й Европейский авиастроитель оставил американского конкурента далеко позади".
Словом, сводки с места сражений за авиационный пассажиропоток американское ухо не ласкали. К концу авиасалона получалось так, что европейцы впервые обходили Boeing по результатам текущего года. Причем основательно и практически везде, за исключением непосредственно рынка США. Но и там, на заповедной территории американского самолетостроения, Airbus отобрал 50 процентов заказов! Не говоря уже о соотношении сил в других регионах. На начало июня 66 процентов заказов на производство новых пассажирских тяжеловозов в мире были за французами и их союзниками. После Ле Бурже это соотношение стало еще более неблагоприятным для американцев.
"После 11 сентября наша отрасль прошла через самый большой кризис в ее истории, - сказал в Ле Бурже Ноэль Форжар, президент Airbus. - И, несмотря на это, Airbus продолжал приносить прибыль. Вы можете представить, какой станет его прибыльность, когда рынок сделается благоприятным!" И в самом деле, за последние годы авиационные компании вынуждены были пожинать плоды неудачной конъюнктуры. Сперва - последствий терактов 11 сентября, потом - войны в Ираке и эпидемии атипичной пневмонииЙ В итоге - ущерб в 30 миллиардов долларов только по самым скромным подсчетам. В чем видят выход из этой ситуации в Airbus?
"В продолжении конкуренции с Boeing, - отвечает Доминик Массон-Коннолли. - Ведь от этого состязания, заставляющего наших конструкторов, инженеров и дизайнеров работать с удвоенной силой, выигрывают прежде всего клиенты. Улучшается качество наших машин. И тут для нас полезна помощь российских специалистов".
Стратегический резерв
Российский авиапромышленный и космический комплекс и американцы, и европейцы, похоже, рассматривают в качестве стратегического резерва, способного склонить чашу весов в пользу одного из двух крупнейших производителей авиационной техники.
Немного статистики. Около 60 процентов титана на заводы Airbus поступает сегодня с Верхнесалдинского металлургического производственного объединения. К тому же идут переговоры с "Русским алюминием" о поставках нашего металла. Жак Ширак, осматривая российскую экспозицию в Ле Бурже, прямо сказал, что для Франции одним из приоритетов ракетно-космической отрасли является сотрудничество с Россией. Тут же последовало объявление о начале строительства на французском космодроме Куру пускового комплекса для российских ракет-носителей "Союз".
Впрочем, одно дело - космос, совсем другое - небо над головами, где мы с европейцами и американцами всегда были конкурентами. Сегодня глобализация рынка гражданской авиации сократила количество крупных игроков до двух. Конкурировать на равных с Airbus и Boeing российские производители пока не в состоянии. Выход же видится в кооперации с этими двумя гигантами. Тем более что сами они в этом весьма заинтересованы. И речь, конечно, не идет исключительно о поставках российского титана и алюминия. Западные производители авиатехники прежде всего заинтересованы в российских технологиях, способных дать преимущество в конкурентной борьбе. Потому неудивительно, что интерес к российским павильонам в Ле Бурже был весьма высок. И это несмотря на то, что "живьем" на этот раз из-за судебной тяжбы со швейцарской фирмой Noga была представлена лишь продукция ОКБ имени Яковлева. Таким известным брэндам, как "Су" и "МиГ", пришлось ограничиться стендами и макетами.
Американцы, кстати, первыми осознали возможности российского авиапромышленного комплекса. Boeing уже осуществляет проект с АВПК "Сухой" по созданию и продвижению на рынок нового среднемагистрального самолета - будущие объемы его продаж эксперты, с которыми мне удалось побеседовать, оценивают в несколько десятков миллиардов долларов. Airbus старается наверстать упущенное. Сегодня не только "Аэрофлот" летает на самолетах западного производства, из которых первым стал эрбасовский А310, но и российские НИИ охотно сотрудничают с Airbus: около 600 наших ученых и инженеров участвуют в реализации свыше 50 проектов, связанных с программами европейского концерна.
Новым шагом в развитии сотрудничества стало соглашение о стратегическом партнерстве Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS) - он является основным акционером Airbus - и Росавиакосмоса, подписанное в Москве в июле 2001 года. В рамках этого соглашения Airbus выбрал группу компаний "Каскол" в качестве партнера по реализации первого этапа обширной программы сотрудничества с российской авиационной промышленностью. В Москве месяц назад учрежден Инженерный центр Airbus - ECАR (аналогичный центр Boeing действует в России уже несколько лет), первое конструкторское бюро, созданное концерном в Европе за пределами стран - участниц авиастроительной компании: Франции, Германии, Великобритании и Испании. К концу 2004 года в этом центре, работающем по самым современным мировым технологиям, будут трудиться 100 наших инженеров. А в перспективе - изготовление в России целых узлов для европейских самолетов. То есть, по сути, речь идет о вхождении российских предприятий в империю Airbus.
В сфере совместной с российскими компаниями разработки военной авиатехники европейцы даже опережают американцев. Что, впрочем, неудивительно: на рынке боевых самолетов и вертолетов главными конкурентами являются Россия и США, а потому кооперация между ними вряд ли возможна. На нынешнем салоне в Ле Бурже EADS подписал с российскими компаниями контракт на модернизацию боевых вертолетов Ми-24, стоящих на вооружении многих армий мира. Кроме того, европейский концерн предложил заводу "Гидромаш" участвовать в изготовлении шасси для военно-транспортного детища Airbus - А400М....
Авторские права на данный материал принадлежат «Итоги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
