Коммерсантъ - Самара
11 июля 2018, 08:29
Ульяновск просят заплатить за невылет
Авиаперевозчик требует упущенную выгоду с неработающего аэропорта
В минувшую субботу Арбитражный суд Ульяновской области опубликовал решения о принятии к рассмотрению иска ООО "Авиакомпания "Победа" (лоукостер, дочерняя компания "Аэрофлота") к ОАО "Аэропорт Ульяновск" и назначении предварительного судебного заседания на 8 августа 2018 года. Авиакомпания просит взыскать с аэропорта ее убытки в размере 6,695 млн руб., связанные с тем, что она не смогла выполнить согласованные и запланированные авиарейсы из-за того, что аэропорт так и не был открыт после реконструкции.
Напомним, реконструкция ВПП ульяновского аэропорта была начата в апреле 2016 года. Сначала планировалось открыть его в конце 2016 года, но сроки сдачи в заявлениях чиновников облправительства неоднократно переносились: вначале на июнь 2017 года, затем на сентябрь 2017 года, потом - на декабрь, на середину января и на апрель 2018 года. В качестве причины затягивания сроков сначала указывалась незавершенность реконструкции, затем ожидание поставки наземного радионавигационного оборудования, потом - повторная госэкпертиза, необходимость которой появилась из-за изменений в законодательстве, произошедших за время реконструкции. До сего дня аэропорт закрыт, хотя физически все работы по реконструкции завершены.
В исковом заявлении (имеется в распоряжении редакции) авиакомпания отмечает, что 8 декабря 2017 года согласовала с аэропортом слоты (время прилета-вылета) самолетов по маршруту Москва-Ульяновск-Москва на зимний сезон 2018 года и "получив от АО "Аэропорт Ульяновск" телеграмму о подтверждении выполнения рейсов", "открыло свободную продажу авиабилетов". Всего с 13.12.2017 по 01.03.2018 было реализовано 1288 авиабилетов на общую сумму 6,695 млн руб. на февраль 2018 года. Однако 1 февраля аэропорт телеграммой сообщил авиакомпании о невозможности осуществления авиарейсов "по причине неполучения соответствующего разрешительного документа от Росавиации о вводе ВПП в эксплуатацию", указывается в иске.
"Победа" считает, что согласовав слоты, "аэропорт принял на себя обязательство по обеспечению возможности прилета и вылета воздушных судов", но не исполнил эту обязанность, "что привело к возникновению у "Победы" убытков в размере 6,695 млн руб. в виде упущенной выгоды". Отсутствие разрешительной документации, по мнению истца, "не имеет правового значения в рассматриваемом случае".
Гендиректор АО "Аэропорт Ульяновск" Сергей Наконечный категорически не согласен с требованиями "Победы" и уверен, что арбитраж откажет ей в удовлетворении иска. По его словам, слоты - это не более чем согласованное время принятия и вылета воздушных судов, и никаких иных обязательств не дают. "Я им только подтвердил слоты, но не дать их не мог, потому что иначе ко мне бы придралась ФАС. Слот - это только первый шаг, после которого авиакомпания заключает договор с аэропортом. Однако договор они со мной не заключили и никогда даже не запрашивали информацию о датах планируемого открытия, хотя по телефону мы им сообщали, что пока аэропорт закрыт", - пояснил господин Наконечный. Он считает, что "Победа", не выяснив даты открытия аэропорта, "стала продавать авиабилеты на свой страх и риск", но "фактически ничего не потеряла, лишь получила на какое-то время от пассажиров бесплатный кредит". Господин Наконечный также отметил, что, "к примеру, "Аэрофлот" - также согласовал слоты и даже подписал с аэропортом договор, однако до получения официальной информации об открытии продажу авиабилетов даже не планировал".
Стоит упомянуть, что по похожим обстоятельствам "Победа" подавала в конце 2016 года иск к аэропорту Внуково и проиграла дело. В мае 2018 года Верховный суд отклонил жалобу авиакомпании по этому иску, согласившись с нижестоящими инстанциями.
Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что в отсутствие договора вероятность выигрыша "Победы" в споре с Ульяновском невелика. "Другой вопрос, что такие иски могут открыть ящик Пандоры. И если найдутся основания удовлетворить этот иск, тогда и у пассажиров могут возникнуть основания потребовать свои дополнительные компенсации помимо возврата денег", - сказал эксперт, заметив, что лоукостер, работая в жестком финансовом формате, ведет большую юридическую практику и старается отсуживать деньги везде, где это только можно. "Кроме того, попытка показать через иск пассажирам, почему компания не выполнила свои обязательства перед ними, даже выгодна с точки зрения пиара", - добавил господин Пантелеев.
В авиакомпании "Ъ" ответили, что "готовы рассмотреть возможность потенциального открытия рейсов в Ульяновск после решения всех разногласий".
По данным "Ъ", повторная госэкспертиза проекта реконструкции аэропорта и его реализации уже прошла. До 14 июля Ульяновский институт гражданской авиации (на балансе которого находится ВПП) должен устранить все замечания. Затем, после положительного заключения госэкспертизы, которое должно быть получено до 5 августа, Ростехнадзор выдаст заключение об окончании строительства, еще несколько дней уйдет на оформление сертификата Росавиацией. Предположительно, аэропорт Ульяновск могут открыть в середине августа, накануне Дня воздушного флота....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
"Шереметьево" с января повысит сборы с авиакомпаний РФ на 10%, с иностранных - на 3%
Декабрь 23, 2025
ФАС контролирует стоимость авиабилетов в период новогодних праздников
