Аргументы и Факты - Хабаровск
11 июля 2018, 09:26
Бортпроводник: романтика, встречи со звездами и железное здоровье
Хабаровские стюардессы рассказали, как оказались в профессии, поделились секретами, скрытыми от глаз обычного пассажира
О мечте
В Хабаровске найти вакансию бортпроводника достаточно проблематично: авиакомпаний в регионе - по пальцам одной руки можно пересчитать, количество мест ограничено, и люди держатся за эту стабильную и хорошо оплачиваемую работу.
Пока действующий бортпроводник успешно проходит медкомиссию, и его признают годным - он летает. Несмотря на длинные отпуска (при необходимом налете часов - более двух месяцев), из-за сложных условий труда, постоянных перелетов и смены часовых поясов организм очень быстро устает. Стаж в профессии - всего 10-13 лет.
И периодически авиакомпании проводят конкурсный отбор кандидатов. Как правило, требуются девушки 19-30 лет и юноши 18-32 лет с образованием не ниже среднего специального, владеющие английским языком не ниже уровня Pre-Intermediate. Если у вас на открытых участках тела есть шрамы или татуировки - вход сразу заказан. Еще одно требование - умение плавать. Догадываетесь, почему?
Но самое главное - пройти медицинскую комиссию. Здоровье у бортпроводника должно быть, как у космонавта, - железное. И очень много молодежи по этому параметру забраковывают.
- Никакой мечты не было, после школы работала, как говорят авиаторы, "на земле" - в аэропорту на машинно-счетной станции, - рассказывает старший бортпроводник Татьяна Голубь. - Как-то заступилась перед командиром отряда за подругу, а он в ответ: "А почему вы не хотите летать?". Я по внешности подходила - стройная блондинка. Так вот и летаю, а подруга моя - нет.
У Татьяны Голубь уже 13 тысяч летных часов. У нее не только фамилия с полетами связана, но и родилась она 9 февраля, в День гражданской авиации. А потому иначе как судьбой ее выбор профессии и не назовешь.
О безопасности
Тот, кому кажется, что работа бортпроводников состоит только из встреч и расставаний с пассажирами, из профессии быстро уходит. Прежде, чем улыбнуться пассажирам, они уже должны пройти предполетный брифинг и таможенные формальности, получить допуски у врача, принять на борт питание, проконтролировать центровку при погрузке багажа, проверить аварийно-спасательное оборудование.
- Главная наша задача - обеспечить безопасность полетов, а для этого нужно знать, как работает аварийно-спасательное оборудование, как оказывать медицинскую помощь, правила перевозки опасных грузов и многое другое, - уверяет меня опытный бортпроводник Инна Сенаторова. - Раньше в экипажах был инженер. Сейчас его функции на плечах бортпроводника, который должен справиться с любой ситуацией: от закрытия двери до обесточивания салона и задымления. Штурвал, в случае чего, в руки не возьмем, но у нас есть обязанность заменить командира или второго пилота, чтобы прочитать чек-лист по управлению самолетом на взлете и на посадке.
Первые 2,5 часа полета бортпроводники обслуживают пассажиров. Времени на отдых - минимум. Санитарная норма налета в месяц - не более 80 часов. И не менее 500 часов в год, чтобы получить дополнительный отпуск. Для понимания: полет из Москвы в Гуанчжоу занимает 11 часов и считается одним из самых длинных.
На регулярных рейсах бортпроводники утром улетели, вечером - уже дома, успевают и детей из сада забрать, и борщ приготовить. На чартерных рейсах не редкость длительные командировки.
- Романтика - часть профессии, - убеждена бортпроводник Александра Сорокина. - Она, прежде всего, в общении с новыми людьми, в знакомстве с новыми городами.
О пассажирах
Когда бортпроводник встречает у трапа пассажиров, он оценивает всех без исключения. Беременным, пожилым, детям, больным - особое внимание.
- Если говорят, что врач разрешил лететь - я уже спокойна, - говорит Инна Сенаторова. - Раньше беременные писали гарантийные письма, чтобы в случае чего снять ответственность с бортпроводника. Сегодня снять с рейса пассажира практически невозможно - он сам оценивает свое состояние.
Боярский курил, а Тото Кутуньо пригласил на концерт
Работа позволяет бортпроводникам приобщиться к миру звезд кино и эстрады. Правда, обычно, в полете после гастролей они больше отсыпаются. Но есть и приятные встречи. - Лет семь назад летел с нами из Москвы в Хабаровск итальянский певец Тото Кутуньо, - рассказывает Татьяна Голубь. - Он нам по секрету рассказал, что встречался с бортпроводницей, она ему даже ребенка родила. И пригласил весь экипаж на свой концерт в "Платинум Арене". В другой раз на нашем борту летел Михаил Боярский - как всегда, в шляпе. Он через некоторое время мне говорит: "Хочу курить, не могу, сейчас умру". Тогда на курение в самолетах смотрели сквозь пальцы, хотя запрещали, конечно. Но был возле кухонной стойки закуток с хорошей вентиляцией. И мы ему разрешили.
Важный навык - быстро составить психологический портрет, понять, кто агрессивный, кто подшофе. Пьяные дебоши, драки, выяснение отношений на борту - явление частое. Инструкции предписывают не смотреть прямо в глаза пассажирам, но иногда только так можно понять, что происходит в душе человека.
- Как-то ко мне обратились из правоохранительных органов по поводу гражданина, который находился во всероссийском розыске, - вспоминает Татьяна Голубь. - И я его узнала по описанию, а запомнила, прежде всего, его взгляд, хотя прошло уже месяца два.
О страхе
Идеальный бортпроводник должен любить пассажиров и всегда ставить себя на их место. И своей уверенностью помочь справиться им со страхом полета.
- Я хорошо помню свой первый полет, - вспоминает бортпроводник Анастасия Коркина. - Страха не было, наоборот, интересно. Было страшно перед людьми: хотелось все сделать и сказать правильно, а ты не понимаешь, что еще они от тебя хотят. Болтанка, полет в грозу - нормальное дело. Часто летаем в Японию, во Вьетнам - там в воздухе часто трясет. Покажешь свой страх - он передастся пассажирам.
Эти девушки мечтают о ночном Париже и вьетнамских золотисто-песчаных пляжах. Но дороже всего им синее бескрайнее небо, которое никогда больше их не отпустит....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и Факты - Хабаровск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
"Шереметьево" с января повысит сборы с авиакомпаний РФ на 10%, с иностранных - на 3%
Декабрь 23, 2025
ФАС контролирует стоимость авиабилетов в период новогодних праздников