Известия
19 июля 2018, 08:57
Второй из поколения шесть
Европейские страны запускают амбициозные проекты боевой авиации следующего - шестого - поколения
На авиасалоне Фарнборо в Великобритании официально дан старт проекту разработки нового британского истребителя шестого поколения. Машину назвали Tempest в честь одноименного истребителя Второй мировой войны.
Европейские страны запускают амбициозные проекты боевой авиации следующего - шестого - поколения. Вслед за Францией и Германией презентацию перспективной машины провела Великобритания. О том, как причудливо тасуются команды-конкуренты в европейском авиапроме, - в материале iz.ru.
На авиасалоне Фарнборо в Великобритании официально дан старт проекту разработки нового британского истребителя шестого поколения. Машину назвали Tempest в честь одноименного истребителя Второй мировой войны.
До 2025 года в научно-исследовательскую часть проекта будет вложено свыше 2 млрд фунтов (более $2,6 млрд). Все это позволит разработать набор технологий, которые будут применены на новых машинах, вводимых в строй после 2035 года. Самолет должен будет заменить в британских ВВС истребитель Eurofighter Typhoon.
Tempest восходит к раннему поисковому проекту Replica, которые вела в 1994-1997 годах компания BAE Systems. Тогда Британия вырабатывала технический облик перспективного тактического истребителя и решала вопрос о том, делать ли ее самостоятельно или пока отложить разработку и закупить американские F-35. Как мы теперь знаем, выбрано было второе направление, однако научно-технический задел будет использован при проектировании самолета следующего поколения.
Этим объясняется и амбициозность: Лондон не собирается повторять машины пятого поколения, а сразу намерен взяться за шестое. Этому есть ряд практических объяснений и помимо выбора, уже сделанного в пользу закупок американского F-35. Тяжелая история разработки "еврофайтеров" и весь опыт европейских оборонных программ с 1980-х годов показывает: они не столько даже дороги (а они очень недешевы), сколько крайне медленно реализуются.
В итоге, запуская проектирование, типовая ведущая европейская держава рискует в самом лучшем случае получить готовую к серийному производству машину пятого поколения в точности тогда, когда США и, возможно, Россия с Китаем выкатят прототипы самолетов шестого поколения.
Британцы делают истребитель не в изоляции: в кооперацию по Tempest включены, помимо национальных чемпионов BAE Systems и Rolls-Royce, итальянский концерн Leonardo (бывшая Finmeccanica, диверсифицированная авиастроительная группа), а также консорциум MBDA (общеевропейское объединение по производству авиационных средств поражения).
Для самолета будут создаваться специальный многорежимный двигатель и бортовая система управления с самообучающимся искусственным интеллектом и функцией "виртуального кокпита", проецируемого внутрь пилотского шлема. Самолет будет способен управлять беспилотниками и оснащаться "оружием направленной энергии".
Разделенный континент
Однако мы видим, что в шестом поколении Европа повторяет судьбу поколения четвертого. В 1980-х годах проект единого евроистребителя развалился на национальный французский Dassault Rafale и, собственно, похудевший консорциум Eurofighter, выкативший в итоге Typhoon.
Буквально в течение последних месяцев Франция и Германия продвинулись в понимании того, как они будут развивать свои воздушные силы. На данный момент обе страны намерены делать свой истребитель шестого поколения - FCAS (Future Combat Air System), который заменит и "рафали" во Франции, и "еврофайтеры" в Германии (а возможно, и не только - как минимум, интерес проявлен к замене испанских F-18). Новый самолет планируется сделать к 2040 году.
Характерно, что ранее Франция собиралась участвовать как раз в совместном проекте с Британией. То, что сейчас показано под маркой Tempest, как раз и должно было именоваться FCAS (сейчас программа именуется FCAS TI - Future Combat Air System Technology Initiative). Но не сложилось: ковавшийся с конца 2000-х годов военно-политический союз Франции и Британии дал слабину, и Париж вернулся назад, в традиционный тандем с Берлином, который с 1970-х считается опорой Евросоюза.
Франция официально не отказывалась от работы с британцами, но на практике выбор Парижа был сделан в пользу "континентального истребителя".
Шестое только на горизонте
Что такое боевой летательный аппарат шестого поколения, в точности не определено до сих пор. Зануды, впрочем, укажут, что и пятое поколение единого четкого определения по-прежнему не имеет. Однако определенные характерные черты этих будущих концептов уже определены.
Главный из них - создание полностью беспилотных боевых авиационных комплексов. Эти машины проектируются как беспилотные и лишь после этого - как "опционально пилотируемые". Это общее место: например, российский концепт шестого поколения, прорабатываемый сейчас в самой начальной стадии, ориентирован именно на беспилотное исполнение, и лишь в качестве возможного допускается пилотируемый вариант. Беспилотные машины имеют определенные плюсы, в частности, они легче и имеют свои преимущества по перегрузкам и допустимому уровню физических полей.
Более того, шестое поколение предусматривает создание "стай": групп машин, работающих в единой боевой сети обмена информацией. В России рассматривался в том числе вариант пилотируемого "командного" самолета во главе стаи беспилотников.
Шестое поколение, скорее всего, станет первым двухсредным. Самолеты станут воздушно-космическими и получат возможность действовать не только в верхних слоях атмосферы, но и на орбите. При этом будет внедрено новое поколение композитов и наноматериалов, которые в том числе радикально снизят радиолокационную и инфракрасную заметность самолетов.
Среди откровенно фантастических (по крайне мере, из сегодняшнего дня) предложений - метаморфизм: придание самолетам способности изменять форму в полете и не только в виде изменения стреловидности крыла.
Само собой, особый интерес представляют бортовые комплексы вооружения "на новых физических принципах". К ним в первую очередь относится электромагнитное оружие, способное поражать бортовую аппаратуру вражеских летательных аппаратов. Кроме того, допускается создание лазеров, что будет выгодно для применения в том числе и за пределами атмосферы.
Помимо европейцев и России, соответствующие проработки ведутся в Китае (проект "Темный меч") и в США (где программы размножаются из-за противоречий ВВС и авиации флота)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции