Независимая газета
20 июля 2018, 08:41
Алюминиевая промышленность должна быть приоритетом экономики
Недавний День металлурга, который сотни тысяч людей в России ежегодно празднуют 15 июля, - повод оглянуться назад и оценить то главное, что произошло в алюминиевой отрасли в последние годы и десятилетия
Алюминиевые сплавы завоевывают рынок
Последние 20-30 лет были трудным периодом в алюминиевой индустрии, отмечает Михаил Локшин, кандидат технических наук, лауреат премии Совета Министров СССР, 35 лет проработавший во Всероссийском (ранее Всесоюзном) институте легких сплавов (ВИЛС). В отрасли, по его словам, проходила перестройка на фоне поиска новых путей развития и жесткой борьбы за рынки потребления.
Каковы эти пути и что обеспечивает алюминию конкурентные преимущества? Эксперты отмечают прогресс в металлургии алюминиевых сплавов. "Стоит отметить алюминиевые сплавы, легированные скандием, - считает доктор технических наук, сотрудник лаборатории металловедения ВИЛС Валерий Захаров. - Влияние скандия на структуру и свойства алюминиевых сплавов необычайно сильное: благодаря этому металлу мы имеем уникальную возможность получать сплавы с принципиально новыми свойствами, которые недостижимы без его добавления. Данное открытие является очень ярким событием в отрасли, и это направление будет активно развиваться в самое ближайшее время".
Современные алюминиевые сплавы имеют высокий спрос практически во всех отраслях промышленности, что стало наиболее очевидно в последние пару десятилетий, констатирует директор РУСАЛа по сбыту и маркетингу Роман Андрюшин. Причем эта тенденция, по его словам, характерна как для мира в целом, так и для России: "Растет алюминизация строительства: светопрозрачные конструкции, панели, фасадные системы, отделочные материалы. Особо знаковым событием строительной отрасли является рост популярности мостов с использованием алюминиевых сплавов. Благодаря целому ряду преимуществ таких мостов в мире наблюдается настоящий бум строительства этих объектов. И Россия, наконец, тоже начала открывать для себя перспективы их использования".
"Существенно расширяется использование алюминия в транспортной отрасли, и это наиболее быстрорастущий сегмент потребления алюминия в мире. Хотя российский рынок пока отстает по объемам использования алюминия в транспорте, но мы движемся в том же направлении, что и развитые страны, - продолжает Роман Андрюшин. - Последние 20 лет позволили нам наблюдать возрождение отечественного авиакомплекса. Были запущены в производство самолеты SSJ-100, МС-21, модернизирован ИЛ-476, где широко применяется алюминий. Ведутся работы по локализации иностранных компонентов на территории РФ, активно реализуется программа импортозамещения. Например, произведенные в России авиационные теплообменники поставляются не только на отечественные воздушные суда, но и с успехом на все зарубежные "Боинги". Разработаны новые сплавы, стали активно применяться новые виды литья, расширяется применение порошков для 3D-печати".
Независимые прессовщики воспользовались шансом
Еще одно ключевое событие, на котором акцентируют внимание эксперты, - появление нового сектора так называемых независимых прессовщиков алюминиевых профилей. "Сектор возник во многом благодаря инициативе наиболее активных и талантливых представителей частного бизнеса. В то время как старые мощности традиционных комплексных заводов были остановлены, а в ряде случаев просто демонтированы, новые прессовые заводы приобрели современное оборудование, обеспечивавшее быстрое развитие, которое продолжается до сих пор", - подчеркивает Михаил Локшин.
"Хочу отметить создание новых, современных прессовых производств, ориентированных на строительную индустрию. Перспектива применения алюминиевых изделий в стройке велика, и уже сегодня их использование увеличивает возможность решения многих сложных строительных задач", - отмечает председатель Алюминиевой ассоциации Валентин Трищенко.
"Важной вехой считаю появление большого числа некрупных заводов, занимающихся прессованием мягких сплавов для строительства, автотранспорта и других отраслей, - согласен топ-менеджер "Арконик Россия" Александр Дриц, много лет проработавший в компании "Алкоа" (сейчас - "Арконик"). - Они обладают современным оборудованием и технологиями нанесения покрытий, анодирования, а новые прессовые линии позволяют заказчикам получать строительные профили качества, абсолютно идентичного европейскому и американскому".
Консолидация для развития
Эксперты не обошли вниманием и процессы, происходящие в структуре отрасли. Валентин Трищенко отмечает плюсы консолидации производства первичного алюминия: "Это поспособствовало техническому перевооружению, созданию новых производств первичного алюминия, решению вопросов по экологии и себестоимости". "Не стоит забывать и о таком важном событии, как создание Объединенной компании РУСАЛ, ставшей крупнейшим производителем первичного алюминия за пределами Китая, - напомнил Роман Андрюшин. - В России вводятся современные алюминиевые заводы, использующие новейшие технологии производства: Хакасский алюминиевый завод (ХАЗ), Богучанский алюминиевый завод (БоАЗ) (оба входят в структуру РУСАЛа. - "НГ")".
Развитие алюминиевой отрасли стимулировали и другие инвесторы - российские и иностранные. Дриц называет одним из главных событий последних лет приобретение "Алкоа" заводов в Самаре и Белой Калитве в 2005 году. "Инвестиции позволили модернизировать их производственные мощности, обеспечить высокое качество продукции и поднять технический и технологический потенциал на уровень передовых зарубежных предприятий", - объясняет он. Из актуальных событий Дриц выделил строительство нового прокатного комплекса на Каменск-Уральском металлургическом заводе (КУМЗ, входит в УК "Алюминиевые продукты") - это значит, по его словам, что в ближайшие годы в алюминиевой перерабатывающей отрасли появится еще одно современное предприятие.
А кроме того, немаловажным событием стало объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия в отраслевой союз - Алюминиевую ассоциацию. "Именно благодаря ее работе в отрасли запускаются инновационные проекты, применение алюминия совершенствуется, а уровень его потребления растет", - отметил Валентин Трищенко. Разделяет высокую оценку деятельности Алюминиевой ассоциации и доктор технических наук, профессор Николай Белов: "Наиболее значимым событием алюминиевой отрасли считаю создание Алюминиевой ассоциации, что явилось следствием осознания предприятиями практически полного отсутствия политики развития в предыдущие годы - раньше в СССР эту функцию выполняли министерства".
Как увеличить внутреннее потребление
Главный вызов, стоящий перед отраслью, - необходимость обеспечить рост переработки металла и производства высокотехнологичной продукции внутри России. Задача сложная, но решаемая, считают эксперты. "Во-первых, надо стимулировать и создавать условия для повышения конкурентоспособности продукции на мировом уровне, - полагает Локшин. - Второе - сделать процесс создания и освоения новых инновационных технологий непрерывным. Для этого надо поднять уровень затрат в бизнесе на НИОКР с нынешних 5-10% до 50-60%, как это имеет место в бизнесе лидеров алюминиевой индустрии развитых стран. Третье - надо ускорить гармонизацию перечня сплавов и состояний поставки с ведущими мировыми системами. Четвертое - необходимо поднять уровень образования в технических университетах России в части подготовки специалистов в сфере применения и исследований алюминиевых сплавов. Существующий уровень подготовки является тормозом в расширении использования алюминия".
С необходимостью перемен согласен и Николай Белов. "Для развития алюминиевой отрасли необходимо развитие промышленных отраслей, потребляющих алюминий, с чем может помочь государственная программа по созданию современных изделий на основе легких материалов взамен тяжелых: транспорт, кабель, строительство, спортинвентарь", - считает он. По его мнению, также актуально создание современного научного алюминиевого центра в России.
"Сегодня очень важно увеличить внутреннюю потребность в алюминиевых полуфабрикатах и сплавах во всех отраслях промышленности. Также необходима модернизация и создание новых металлургических производств, направленных в числе прочего на импортозамещение. Среди приоритетных направлений алюминиевой отрасли - стимулирование развития экспорта алюминиевой продукции высоких переделов", - советует Валентин Трищенко.
Переработка алюминия выгодна для экономики
По мнению Андрюшина, источники роста потребления алюминия лежат в трех областях - качество, компетентность и регуляторика: "Во-первых, нужно в целом повышать качество создания продуктов высоких переделов, используемых в прокате, экструзии, упаковке и товарах народного потребления. Во-вторых, необходимо воспитывать поколение профессионалов, которое будет знать о преимуществах и свойствах алюминия и уметь работать с ним. Сегодня подготовка специалистов отстает от потребностей рынка. Так как нет понимания возможностей использования алюминия, проектировщики или дизайнеры, к сожалению, зачастую предпочитают избегать применения этого металла. В-третьих, устаревшие ГОСТы и своды правил сдерживают использование алюминия в строительстве, вагоностроении, энергетике и других отраслях. Пересмотр системы стандартов с учетом современного уровня развития алюминиевых сплавов и технологий - важный фактор развития отечественной алюминиевой промышленности".
Конкурентные преимущества алюминия должны способствовать росту его потребления и развитию промышленности в целом, считает Александр Дриц. "Для увеличения переработки алюминия в России нужно продолжать развивать рынки, для которых алюминий является эффективным в применении материалом, - полагает он. - Катализатором этого процесса должны стать законодательные инициативы и мероприятия, которые бы стимулировали потребление алюминия. Алюминий - легкий, прочный, красивый металл, вместе с этим у него есть еще одно прекрасное свойство: 100-процентная рециклируемость без потери свойств. При этом вторичная переработка значительно экологичнее первичного производства. Это особенно актуально сейчас, когда высокая энергоэффективность и снижение выбросов становятся глобальным приоритетом".
"России необходимо использовать наши алюминиевые изделия, полуфабрикаты как можно шире: в транспорте, электротехнике, строительстве. Если говорить о транспорте, то нужно брать во внимание и автомобильную отрасль, и железнодорожную. Нельзя забывать и об авиастроении. Возможно, композиционные материалы постепенно его заменят, но это произойдет не в ближайшее время: алюминиевые сплавы еще длительное время будут основным конструкционным материалом в авиастроении. Подобный рост внутреннего использования алюминиевой продукции выгодно скажется на нашей экономике. Конечно, данный процесс не так просто запустить и наладить. Но я считаю, что именно развитие алюминиевой отрасли сейчас для нас приоритетно", - подытожил Захаров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции