ЦАГИ
25 июля 2018, 15:14
100-летие ЦАГИ в истории авиации: самолет вертикального взлета и посадки Як-36
К концу 1950-х годов, на фоне военного противостояния СССР и США, перед военно-воздушными силами разных стран встал вопрос о необходимости улучшения взлетно-посадочных характеристик боевых самолетов и сокращении дистанций разбега и остановки
Разработка принципиально новой машины проходила при участии специалистов Центрального аэрогидродинамического института. Ученые предложили так перераспределить мощность двигателей, чтобы вертикальные взлет и посадка осуществлялись за счет управления векторами тяги. Этот принцип и лег в основу самолета Як-36, для которого использовались подъемно-маршевые двигатели ТРД Р-27-300 с поворотными соплами. К тому же конструкторы установили струйные рули с большой тягой в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, а один из них даже вынесли на длинной штанге вперед. Такое решение позволило обеспечить управление самолетом на переходных режимах и балансировку аппарата при висении.
Другой отличительной особенностью штурмовика Як-36 стали велосипедные шасси с одноколесной носовой и двухколесной задней опорой. К тому же в состав системы спасения летчика было добавлено устройство принудительного катапультирования. Самолет оснастили и системой автоматического управления на околонулевых скоростях полета. А вот конструкция планера была типичной для тех лет: фюзеляж, укрепленный силовым каркасом, и лонжеронное крыло с закрылками.
Первые четыре машины предназначались для разного рода исследований. Одна из них проходила натурные испытания с работающими двигателями в самой большой аэродинамической трубе ЦАГИ, где отрабатывалось управление вектором тяги. Был получен ценный материал для обеспечения безопасного взлета и посадки, а также на переходных режимах.
Кроме того, в процессе тестирования аэродинамики самолета на режиме вертикального взлета специалистами института были обнаружены два опасных эффекта, связанные с растеканием струи двигателя при вертикальной тяге. Первый был связан с "присосом" самолета: на поверхностях истребителя, обтекаемых струей у земли, возникало разрежение, в результате чего эффективная вертикальная тяга могла уменьшиться на 15-20%. Другой эффект выражался в "затекании" горячих газов в воздухозаборники, что уменьшало тягу и могло явиться причиной помпажа двигателей. С помощью созданных в ЦАГИ специальных модельных стендов с экраном удалось детально изучить эти явления и разработать комплекс мероприятий, значительно ослабляющих указанные вредные эффекты.
Первый полет Як-36 прошел на стандартных режимах, а спустя почти два года, в марте 1966 года, штурмовик впервые выполнил вертикальные взлет и посадку.
Новую машину представили публике в 1967 году на авиационном параде в Домодедово. На крылья самолета были установлены муляжи возможного вооружения, что объяснялось малой грузоподъемностью аппарата.
В дальнейшем конструкторы произвели комплексную доработку большинства систем летательного аппарата. В результате был создан новый самолет Як-38 - палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолет вертикального взлета и посадки.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") в 2018 году отмечает свое 100-летие. Основанный 1 декабря 1918 года ЦАГИ сегодня - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС)....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 21, 2025
Билеты по программе "Аэрофлот Шаттл" теперь можно переоформить онлайн
Январь 21, 2025
Аэрофлот подвел итоги программы полетов через Санкт-Петербург за 2024 год
Январь 20, 2025
Группа "Аэрофлот" подвела итоги перевозок через хаб в Красноярске за 2024 год
Январь 22, 2025
Лесопожарный центр Коми арендует два самолета за 31 млн рублей