Российская газета
6 августа 2018, 10:41
Тесно в небе?
Авиакатастрофа случилась в субботу утром в Туруханском районе, в 180 километрах от Игарки
На борту находились 15 пассажиров и 3 члена экипажа, все они мгновенно погибли при взрыве и пожаре - винтокрылая машина упала на землю с полными баками. Вахтовики летели на смену на одну из перекачивающих станций - молодые квалифицированные специалисты, от 23 до 40 лет, почти все - семейные, полные сил и жизненных планов. Практически сразу и руководство нефтяной компании, и региональные власти заявили о том, что родные погибших получат страховки и положенные компенсации.
Так, по закону об обязательном страховании ответственности перевозчика при гибели пассажира страховщик выплачивает родственникам компенсацию в размере 2,025 миллиона рублей. В компании "Роснефть" подтвердили, что жизни сотрудников застрахованы, а также пообещали оказать помощь родственникам погибших. Кроме того, врио губернатора Красноярского края Александр Усс заявил о том, что семьи разбившихся в катастрофе жителей региона получат выплаты из краевого бюджета. Тела членов экипажа и пассажиров борта RA-25640 должны быть в понедельник доставлены в Красноярск для опознания и необходимых экспертиз.
Тем временем на месте падения Ми-8 в Туруханском районе продолжают работу следователи и эксперты. Обстоятельства катастрофы слишком неоднозначны. Итак, что уже известно: упавший вертолет был исправным и почти новым - выпущен в 2010-м на авиазаводе в Улан-Удэ. Командир экипажа - молодой, но весьма опытный пилот: 1985 года рождения, закончил Омское летное училище, налетал 5990 летных часов, из которых 2300 часов в качестве КВС (командира воздушного судна). Погода в момент катастрофы: осадков нет, небольшая облачность, ветер слабый, видимость достаточная. Обстоятельства прямо указывают на то, что виной катастрофы стал "человеческий фактор".
Итак, утром с посадочных площадок Ванкора взлетели два вертолета Ми-8 и Ми-26. Первый - в 9.29 по местному времени - был грузовым и нес на подвесе массивный груз - трубы. Второй был пассажирским и взлетел с 15 вахтовиками минут через десять с соседней площадки. Он следовал по маршруту Ванкор - Тарко-Сале. Вскоре после взлета Ми-8 RA-25640 лопастями задел грузовой подвес первого вертолета, после чего камнем упал с высоты в сто метров. Как могло произойти такое столкновение - затрудняются объяснить даже много повидавшие пилоты, ведь машины взлетали в разное время и с разных площадок, но умудрились встретиться в бескрайнем приполярном небе.
Почему КВС и второй пилот пассажирского Ми-8 АМТ могли не заметить груз на тросе и летящий впереди борт - примерно понятно. Вертолет при наборе скорости летит с креном на нос (вертолетчики говорят "как бегущая корова - мордой в землю, хвостом к небу"). Видимость вперед-вверх ограничена, трос тоже могли не заметить. Но при этом экипаж грузового Ми-26 смог увидеть и даже предупредить опасно приближающийся борт RA-25640 - Евгений Бердюгин, командир взлетевшего первым вертолета, в телефонном разговоре, запись которого попала в одну из соцсетей, рассказал: "Я не знаю, как он меня не заметил. Он после меня взлетал, получается, догнал меня. И когда, ну, грубо говоря, я его увидел сзади, уже чуть не в последний момент. Увидел сзади, смотрю, что борт на меня приближается, прямо почти в бок летит с набором высоты, с набором скорости. Ну и крикнул ему в эфир, что... И все, у него была попытка отвернуть, но не получилось, и он врезался во внешнюю подвеску"...
Скорее всего, до последнего момента экипаж борта RA-25640 не знал про то, что в небе есть кто-то еще. О своем вылете, высоте и курсе следования он в эфир не докладывал - некому, диспетчера организации воздушного движения на этой вертолетной площадке больше нет, хотя движение достаточно интенсивное (иногда на площадке находится одновременно несколько "бортов"). В отличие от самолетов, на Ми-8 нет системы предупреждения столкновения в воздухе TCAS. В таких условиях гарантия безопасности полетов - внимательность и визуальная осмотрительность пилотов. Чего в данном случае, как мы видим, не было.
В любом случае расследование причин этой катастрофы будет небыстрым и непростым. Западно-Сибирское следственное управление на транспорте СК России возбудило уголовное дело по ч. 3 статьи 263 УК РФ. Официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко заявила: "В рамках уголовного дела следствием рассматриваются все возможные версии произошедшего, в том числе ошибка пилотирования".
Скорее всего, до последнего момента экипаж борта RA-25640 не знал про то, что в небе есть кто-то еще.
Свою комиссию для расследования сформировал Международный авиационный комитет - именно его специалисты будут исследовать содержимое "черных ящиков" разбившегося борта.
Мнение
Игорь Галимов, бывший пилот Ми-8 Якутского управления гражданской авиации:
Причиной такой нелогичной авиакатастрофы может быть банальная усталость экипажа. В 70-80-е годы мы санитарную годовую норму в 800 летных часов "вылетывали" за три месяца "полярного дня", по 8-9 часов в сутки в кабине. Ну, я однажды и долетался - в тумане потерял ориентировку и принял озеро за посадочную площадку... Хорошо, в тундре озера - мелкие....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции